Как менялась экономика независимой Украины: Мы откатились на десяток лет, но живем лучше, чем в 90-х

Точка зору

Наша экономика откатилась на десяток лет назад, но из кризиса можем выйти уже в 2017-м.

За 24 года независимости в нашей стране жилось по-разному: были и периоды процветания, и застоя, и жестких кризисов. "Сегодня" оценила, в какие годы украинцы накапливали "жирок" с ростом зарплат, а в какие, наоборот, народу приходилось затягивать пояса (см. инфографику).

"Самые большие беды пришлось пережить сразу после обретения независимости: в условиях хаоса простые люди очень сильно обнищали, — комментирует цифры президент Украналитцентра Александр Охрименко. — Стабильность наступила только в 1996-м, когда купонокарбованец, обесценившийся из-за гиперинфляции (за пять лет цены выросли более чем в 100 раз!), сменила гривня. Но радость была недолгой: грянул кризис 1998 года, доллар вырос вдвое, инфляция снова стала двузначной. Из кризиса страна вышла лишь в 2001-м — наступил семилетний период сытой стабильной жизни. Экономика развивалась благодаря хорошему спросу на наш основной экспортный товар — металл, пошел в рост агросектор. "Золотыми" можно считать 2005—2006 годы, когда зарплаты резко выросли, а цены — еще нет. Благодаря дешевому доллару, люди начали массово ездить за границу на отдых, покупать импортные товары, квартиры, развивалось кредитование. Но грянул мировой кризис 2008-го, усугубленный ошибками властей, из которого страна с трудом вышла к концу 2013 года. Увы, сейчас страна сейчас в жестком пике, подобном тому, что было в начале 90-х. К сожалению, 2015-й тоже станет "тощим" — из-за инфляции украинцы обеднеют примерно на треть, по сравнению с 2014-м".

Охрименко прогнозирует, что наша жизнь будет ухудшаться еще лет пять, и только после 2020 г. снова может начаться более-менее сытый период. Если, конечно, удастся урегулировать конфликт на востоке страны.

Специалист компании "Простобанк Консалтинг" Иван Никитченко, наоборот, уверен, что ситуация не плачевная: по показателю "что можно купить на среднюю зарплату" мы опустились на уровень 2003—2004 гг.

"Мы откатились на десяток лет назад, но живем лучше, чем в 90-х, — считает эксперт. — Как пойдет дальше — зависит только от нашего правительства. Будут реформы и развитие внутреннего рынка — за пару лет выйдем на уровень 2007 года. Если ничего глобально не изменится, то и доходы людей будут в лучшем случае расти на пару процентов в год, с периодическими "провалами" из-за любого потрясения. Ведь экономика Украины слаба и в значительной мере зависит от ситуации в мире. Когда был экономический рост в мире, то хорошо продавались наши металл и химия, а инвесторы вкладывали деньги в нашу страну. В 2008 году все обвалилось, но ВВП США — эпицентра кризиса — снизился на 5%, а у нас на 15%".

По словам эксперта, надеяться, что снова поднимется течение и подхватит Украину, уже нельзя — надо своими трудами и силами вытаскивать страну из сложного периода.

По клику – большое изображение.

Александр Панченко, Коновалова Христина

Новини

1 Травня 2024

Порти Польщі скоротили перевалку залізної руди та брухту на 18,5%

Без перегляду тарифу на електрику взимку буде складна ситуація з енергозабезпеченням

Стеля цін на російську нафту не працює

30 Квітня 2024

На відновлення інфраструктури направлять 3,7 млрд грн

Вартість турецького сталевого імпорту у січні-березні знизилася на 2,4%

Vallourec поставить труби для нафтогазового проекту в Гайані

Внаслідок вибуху в Одесі в атмосферу потрапило понад 36 тис тонн діоксиду вуглецю

Вантажообіг портів Китаю збільшився до 4 млрд тонн

Дніпрометиз Тігіпка скоротив прибуток у 2,6 раза

POSCO розпочала модернізацію доменної печі на заводі в Пхохані

Газові доходи росії впали в чотири рази після відключення постачань в Європу

ЄС має зробити більше для обмеження імпорту сталі з Азії – Acerinox

У березні експорт чорних металів із Туреччини зріс на 9,6%

Японія у березні суттєво скоротила експорт металобрухту

Країни G7 домовилися закрити свої вугільні електростанції не пізніше 2035 року

ООН висловила стурбованість: росія збільшила атаки на залізничну інфраструктуру України

ВСІ НОВИНИ ⇢