Спасти рядового олигарха
Точка зоруЭкономические проблемы, с которыми сталкивается Украина сегодня, не пришли извне, в их возникновении виноваты нынешние власти. Однако вместо того, чтобы исправить свои ошибки, чиновники списывают все на международный финансовый кризис и принимают пакеты, в которых нет реальных рецептов для лечения экономики.
Рост зарплат, обилие дорогих машин и хорошо одетых людей – все эти видимые признаки благополучия в Украине имели лишь два шатких основания. Валютные поступления в экономику шли от металлургических предприятий, которые обеспечивают более трети нашего экспорта. А легкодоступные банковские кредиты резко увеличили продажи импорта и создали видимость благоденствия. Резкое снижение цен на металл и закрытие внешних рынков финансирования перекрыли эти два ручейка денег. В итоге меткомбинаты во избежание роста убытков сокращают сотрудников. Банкиры, которым не дают денег за границей, просят деньги у государства и больше не выдают кредиты. Сказка закончилась.
Чтобы избавиться от этих проблем, парламент с подачи президента принимает крайне странные и противоречивые решения. Предлагается ограничить получение кредитов за границей и тут же принимается идея продавать государственные предприятия иностранцам. «Никакой инвестор сейчас не идет, покупать станут тогда, когда это будет стоить копейки», – прогнозирует советник министра экономики Сергей Яременко. По его мнению, стабилизационный фонд, который решено создать для финансирования проблемных предприятий, будет пуст.
Для того, чтобы помочь украинской экономике выбраться из кризиса, нужно вкладывать правительственные деньги в сельское хозяйство, говорит Яременко. «Зерно – это единственное золото, которое у нас есть», – считает эксперт. Цены на продовольствие стабильно растут во всем мире, а Украина в этом году получила рекордный урожай зерновых. Кроме того, правительство могло бы обеспечить заказами терпящих бедствие строителей и металлургов – если бы бюджетные деньги были инвестированы в строительство дорог и мостов. По мнению старшего экономиста исследовательского центра «CASE-Украина» Владимира Дубровского, это сразу бы дало два эффекта: строители получили бы работу, а металлурги – нового, независимого от внешних рынков, покупателя их продукции, ведь строителям дорог и мостов нужно много металла. А правительство могло бы уменьшить количество безработных.
Даже самое простое решение, которое всегда используется во время кризиса, – снижение расходов бюджета – и то не было принято парламентом. Так, ВР не подержала законопроект о замораживании роста зарплат в следующем году. В пересчете на цифры это означает дополнительные расходы госбюджета в размере около 50 млрд. грн. – это более половины тех денег, которые мы просим у МВФ. Одно из немногих действительно положительных решений парламента – увеличить сумму компенсации по банковским вкладам с нынешних 50 тыс. грн. до 150 тыс. грн. Подобные решения, направленные на возврат доверия вкладчиков к банкам, еще месяц назад были приняты в нескольких европейских странах. «Нужно бороться с паникой, и такое решение в этом поможет», – говорит Владимир Дубровский.
Однако у большинства проблем нашей экономики есть не внешние, а внутренние причины. Металлурги долгое время заботились больше о сиюминутной прибыли, не желая внедрять энергосберегающие технологии и сокращать колоссально раздутые штаты. Сейчас металлургические компании демонстрируют полную неспособность продержаться даже несколько месяцев при низких ценах на металл, требуя помощи от правительства и шантажируя его массовыми сокращениями. Чиновники идут на поводу и обещают льготы. Вот здесь можно было бы поучиться у США. Американское правительство давало огромнейшие средства и страховой компании AIG, и ипотечным агентствам. Вот только банку Lehman Brothers отказалось помочь. Как объяснил позже министр финансов США Генри Полсон, это было сделано для того, чтобы научить владельцев и менеджеров рассчитывать на свои силы, а не на помощь государства. Украинское правительство собирается поступить наоборот: потратить деньги налогоплательщиков на спасение миллионеров, или другими словами – на национализацию. Это страшное слово означает, что за бюджетные деньги выкупят те предприятия, которые уже не нужны собственникам.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram