Откуда Яресько возьмет 60 миллиардов

Точка зору

Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина пообещала сразу после выборов внести в Верховную раду альтернативный правительственному законопроект налоговой реформы. Документ хотят зарегистрировать в пику Минфину. Глава финансового ведомства Наталья Яресько выступала категорически против радикальных налоговых преобразований, предлагаемых в "проекте Южаниной". По ее словам, сократить расходы госбюджета даже на 60 млрд грн, как это предусмотрено реформой Минфина, невероятно сложно. Добиться их большего снижения – практически нереально.

Самого текста документа еще нет, но ключевые его положения были известны заранее. Например, он предлагает ввести налог на распределяемую прибыль – 15%, но при этом не облагать налогом прибыль, которая отправляется на реинвестирование. Налог на доходы физлиц планируют снизить до 10%. А систему упрощенного налогообложения сохранить для I и II групп предпринимателей с оборотом до 1,5 млн грн. Обороты для предпринимателей третьей группы снижаются с 20 до 5 млн грн.

"Эти предложения предусматривают снижение поступлений в бюджет на 150-200 млрд грн. Значит, аналогичное снижение нужно будет обеспечить и в расходной части. Без сомнения, сократить поступления бюджета на 25% можно легко – сократив ставки налогов. Но попробуйте, пожалуйста, уменьшить расходы на те же 25%? Возможно ли сократить расходы государственного бюджета на четверть всего за один год?", – заявила министр. Ведь при любой реформе дефицит госбюджета, согласно требованию МВФ, должен в 2016 году составлять 3,7%.

Впрочем, велика вероятность, что проект Южаниной в парламенте уже не появится. "МВФ готов приостановить программу финансирования Украины, если парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики внесет в Верховную Раду свой проект налоговой реформы", – заявила сегодня Нина Южанина. Поэтому главе Минфина все же придется поискать, за счет чего можно сэкономить 60 млрд грн, чтобы уменьшить дефицит госбюджета до нужных 3,7% ВВП. Напомним, министерство предлагает унифицировать ставку по основным налогам и сборам, установив ее на уровне 20% для НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и ЕСВ.

Основные статьи расходов бюджета – на нацбезопасность и оборону, на погашение госдолга и социальные расходы – фактически являются табу. Более того, в бюджете на следующий год предусмотрено увеличение расходов на безопасность и оборону. Сокращать "социалку" тоже нельзя: пенсии многих украинских пенсионеров и так не дотягивают до прожиточного минимума.

В Минфине говорят, что сократили все, что могли. Например, кредиторы уже согласились "простить" Украине $3 млрд и отсрочить выплаты по остальному долгу на 4 года, что сэкономит нам еще $8,5 млрд. Но это мало облегчает ситуацию, ведь тратить сэкономленное не получится – в бюджете этих денег просто нет.

Правительство намеревалось сэкономить за счет реформирования системы госуправления. Премьер-министр Арсений Яценюк обещал, что в 2015 году сократят до 20% госаппарата. Но за целый год в стране сократили всего несколько тысяч чиновников.

Одной из наиболее затратных статей бюджета являются госпредприятия, которые, как правило, убыточны и требуют постоянных дотаций. "Нужно посмотреть, насколько различные дотации и льготы тем или иным предприятиям адекватны их потребностям. Более того, я считаю, что в списке на проверку в первых рядах должны находиться государственные монополисты: Нафтогаз, Укрнафта, Укравтодор, Укрзалізниця. Государство не может от них отказаться, как бы они не работали, однако зачастую их финансовая деятельность непрозрачна", – считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. Для начала нужно провести аудит и выяснить, насколько им необходимы дотации в нынешнем объеме. Часть госпредприятий можно было бы приватизировать. Но, конечно, получить все 60 млрд грн только за счет этого будет невозможно.

Серьезным компенсатором для бюджета могла бы стать отмена льгот. Для начала должна быть проведена их инвентаризация. "Пора уходить от системы поддержки всех подряд и предоставления всем подряд бесплатных государственных услуг. Бесплатно учить и лечить богатую и обеспеченную часть граждан, а также набрасывать им щедрые надбавки на пенсии и предоставлять разнообразные соцвыплаты и льготы, в условиях бедной воюющей страны – за гранью здравого смысла. Это преступно как по отношению к будущему страны, так и по отношению к людям, которые в поддержке реально нуждаются", – считает эксперт Реанимационного пакета реформ Павел Кухта. Бесплатными можно было бы сделать, например, какой-либо базовый набор услуг либо предоставлять льготы только малоимущим и социально незащищенным слоям населения.

Сергей Сом

Новини

2 Травня 2024

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВСІ НОВИНИ ⇢