Оружие дает сбой

Точка зору

Польше надоело быть заложницей российско-украинских газовых разногласий. Она подписала контракт с прямым конкурентом «Газпрома» — Катаром. Поставки российского газа в Польшу могут упасть на 20%.

Польская газовая монополия PGNiG и катарская QatarGas подписали 20-летний контракт на поставку сжиженного природного газа (СПГ). Он предусматривает ежегодные поставки 1 млн т СПГ (эквивалент 1,5 млрд куб. м газа) в 2014-2034 гг. К началу поставок PGNiG намерена построить регазификационный терминал.

Сейчас объем потребления газа в Польше составляет 13,7 млрд куб. м в год, из них 7 млрд куб. м приходится на поставки «Газпрома», гласят данные Международного энергетического агентства (IEA).

Это первый шаг Польши по снижению зависимости от поставок из России, убежден директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Но официальные комментарии по подписанию польско-катарского контракта были нейтральны. Ни один потребитель не кладет яйца в одну корзину, заявил министр нефти Катара Абдулла аль-Аттиях. Рынок настолько велик, что хватит места для всех, добавил он. Это соглашение — типичное рыночное поведение и оно никому не противодействует, заявил министр финансов Польши Александр Град. «Газпром» останется основным поставщиком газа в Польшу, сказала «Ведомостям» представитель PGNiG Джоанна Вазицка-Закревска. По ее словам, цель контракта — диверсификация объемов поставок.

О похожей сделке объявил вчера и «Газпром». Он договорился с ГНКАР о покупке в Азербайджане 500 млн куб. м газа ежегодно. Объемы незначительны, но лиха беда начало, анонсировал еще в пятницу подписание контракта предправления Алексей Миллер. Европа одержима идеей найти альтернативу российскому газу, а «Газпром» хочет замкнуть на себя поставки газа из стран СНГ, отмечает директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. Важность контракта с Азербайджаном в том, что это единственный производитель газа из бывшего СССР, с которым у России до сих пор не было контракта. Кроме того, «Газпром» включен в список потенциальных покупателей газа второй очереди Шах-Дениз (проектная мощность — до 16 млрд куб. м в год, заработает не ранее 2014 г.) — месторождения, которое рассматривается ЕС как главный источник для наполнения трубопровода «Набукко», альтернативного российскому экспорту.

Закупаемый газ будет поставляться на юг России, а те же объемы российского газа будут высвобождены для поставок в Европу, заявил Миллер. «Газпром» будет торговать азербайджанским газом себе в убыток: для его реэкспорта придется сократить экспорт российского сырья, считает Корчемкин. По его подсчетам, на каждой тысяче кубометров азербайджанского газа российский бюджет будет терять $65 таможенной прибыли, а сама монополия — около $20 млн ежегодно.

Оба контракта — результат прошлогодней газовой войны России и Украины, уверен Симонов. Газовая блокада затронула все страны Европы, отмечается в докладе IEA. Но если в Западной Европе безболезненно нашли замену российскому газу благодаря развитой структуре рынка, то самые большие проблемы возникли у стран Восточной и Центральной Европы. Они более всего нуждались в топливе, но доставка туда газа была затруднена из-за отсутствия трубопроводов или отсутствия запасов газа в ПХГ. По масштабам газовая блокада оказалась сильнее, чем сбои в результате урагана «Катрина» в США в 2005 г., отмечает IEA: больше и объемы недопоставок (300-350 млн против 250-300 млн куб. м), а сам конфликт пришелся на пик спроса на газ. Польша, Австрия, Чехия и Германия ответили на газовую блокаду России ростом альтернативных поставок топлива, отмечают в IEA, Болгария — ростом собственной добычи, Франция, Греция и Турция — увеличением экспорта СПГ.

С точки зрения запасов Катар — это прямой конкурент России, отмечает Симонов. По данным IEA, на страну приходится 13,8% мировых запасов (26 трлн куб. м). Но катарская добыча несопоставима с российской, отмечает Симонов: менее 80 млрд куб. м против чуть менее 600 млрд куб. м соответственно.

Катар — один из лидеров нового газового рынка, констатируют аналитики IEA. Катар активно занимает новые ниши, подтверждает Симонов. За 2008 г. добыча газа в стране выросла на 21%, гласят данные IEA. Доля «Газпрома» на европейском рынке сократилась на треть за последний год за счет Норвегии, Катара и Тринидада, отмечает Корчемкин.

«Газпром» останется одним из крупнейших поставщиков, но он уже не будет столь влиятельным, резюмирует Аджар Куртов из Института стратегических исследований.

Екатерина Кравченко, Ирина Малкова

Ведомости

Новини

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

ВСІ НОВИНИ ⇢