Минтопэнерго пересмотрит формулу расчета стоимости бензина

Точка зору

Экспертная группа при Минтопэнерго намерена пересмотреть формулу, которая способствовала росту цен на бензин. Экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Минтопэнерго на своем заседании 6 июня намерена рассмотреть вопрос об изменении методики расчета стоимости автомобильного топлива на АЗС. Как сообщил «ДЕЛУ» генеральный директор госпредприятия «Укрнефтехимпереработка» (занимается анализом цен) Владимир Емелин, группа может вернуться к использованию формулы, которая действовала до мая текущего года.

Тогда ЭАГ рассчитывала цены, исходя из среднеарифметической между оптовой стоимостью топлива украинского и импортного производства. А начиная с мая, эксперты при Минтопэнерго перестали учитывать потребление отечественных нефтепродуктов. По времени это совпало с резким повышением стоимости топлива на заправках. В июне цены на него подскочили более чем на 10%. Так, бензин марки А-95 на столичных заправках уже стоит 6,88-6,93 гривни за литр.

«Сейчас группа при Минтопэнерго пользуется лишь данными американской частной компании Platt’s, которая, в свою очередь, берет котировки стоимости на нефтепродукты на европейском рынке. При этом цена более дешевой украинской нефти не учитывается», — говорит замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. По мнению эксперта, решение об исключении из формулы стоимости отечественных нефтепродуктов пролоббировали крупные нефтетрейдеры, которые хотят оправдать повышение стоимости своей продукции.

Хотя ЭАГ не обладает полномочиями по регулированию рынка, ее данные являются своеобразным индикатором. То есть, если расчетные цены выросли, нефтетрейдерам ничто не мешает поднимать свои расценки.

Импорта меньше

Коммерческий директор сети АЗС «КЛО» Вячеслав Стешенко считает, что формула была пересмотрена по объективным причинам. «Сейчас стоимость бензина практически полностью зависит от его цены за границей, украинская нефть покрывает лишь 18-20% потребления. В свою очередь, мы 80-90% нефтепродуктов закупаем за границей, поэтому стоимость топлива на наших АЗС зависит от импортных цен, а не от колебания цены на отечественных НПЗ», — говорит Стешенко.

Статистические данные в целом по рынку, которыми располагает «ДЕЛО», показывают другую картину. Согласно им, в мае украинские НПЗ произвели 289,2 тысячи тонн бензина. В этот же период нефтетрейдеры завезли в страну 128,4 тысячи тонн. То есть доля собственной продукции составила около 65%. «Такое же соотношение импортной и украинской продукции на рынке наблюдается и в июне, в методологии расчета индикативных цен это почему-то не учитывается», — говорит аналитик консалтинговой компании UPECO Глеб Простаков.

Аналитики рынка справедливо отмечают, что большая часть украинской нефтепереработки сосредоточена в руках одной финансово-промышленной группы — «Приват» — и это оказывает влияние на ситуацию на рынке. Однако собственные мощности имеют и другие крупные участники рынка, такие как ТНК-ВР и «Лукойл-Украина». При этом часть нефтетрейдеров, не входящих в «Приват», имеют возможность приобретать нефтепродукты на подконтрольном группе Кременчугском НПЗ.

Реальные цены

Еще один фактор, свидетельствующий о несправедливости расчетов ЭАГ: украинские нефтетрейдеры покупают бензин по ценам ниже тех, которые показывает Platt’s. В распоряжение «ДЕЛА» попали данные Гостаможни о стоимости ввозимого бензина. Согласно им, бензин А-95 в начале июня импортировался по цене 652-692 доллара за тонну. В то время как, согласно котировкам Platt’s, стоимость каждой тонны бензина на внешнем рынке была в среднем на 35 долларов выше.

Таким образом, под подсчетам UPECO, использование старой методики расчета стоимости бензина давало бы стоимость топлива в среднем на 15-20 копеек меньшую, чем ее показывает ЭАГ сейчас.

Алексей Мужчина

Дело

Новини

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

ВСІ НОВИНИ ⇢