Уроки турецкого

Точка зору

Отношения Турции и Европейского Союза никогда не были безоблачными. Соглашение об ассоциации, подписанное в 1963 г., только в 2005-м воплотилось в начало переговоров о будущем членстве. 

Тогда, в далеких 60-х, приоритетными в повестке дня стояли соображения безопасности, в которых Турция — член НАТО, контролирующий черноморские проливы, играла одну из ключевых ролей. Сегодня к географии и безопасности добавилась экономика, ну и, конечно, миграционный кризис. Для Украины турецкий опыт взаимодействия с Евросоюзом всегда представлял огромный интерес. Двусторонний диалог по этим вопросам, как и сотрудничество в рамках европейских институций, стало за последнее десятилетие обязательным элементом нашей внешней политики. И недавние решения о скором безвизовом режиме между Турцией и ЕС и активизации переговорного процесса о членстве, достигнутые в прошлое воскресение в Брюсселе, свидетельствуют, что разговоры о неспособности ЕС к принятию нестандартных решений и об "усталости" политики расширения несколько преувеличены. Там, где есть мотивация, усталость как рукой снимает.

Европейский Союз — не благотворительная организация, и при выборе конструкции взаимоотношений с каждой отдельной страной в Брюсселе исходят, прежде всего, из интересов стран-членов. Как показал опыт государств бывшего "восточного блока", желающие присоединиться к клубу должны это учитывать и часто принимать непростые и непопулярные решения наподобие закрытия атомных станций или ограничения определенных видов экономической деятельности. Но Турция оказалась крепким орешком. Зигзагообразное движение вперед через политические и экономические катаклизмы стабилизировалось в 2001 г. после ряда смелых экономических реформ и последующего прихода к власти однопартийного правительства Р.Эрдогана. С тех пор критика деятельности Партии справедливости и развития со стороны ЕС и международных организаций в области прав человека сочетается с признанием экономических заслуг и последовательной, если внимательно приглядеться, внешней политики Турции. Правящая партия выиграла за эти 13 лет все выборы, обеспечила тройной рост ВВП, возникновение самой современной транспортной и промышленной инфраструктуры, открытие около 100 новых университетов и строительство тысяч мечетей. Представители Турции вошли в руководство многих международных организаций — политических, спортивных, финансовых. Нравится это кому-то или нет, но сегодняшняя Турция при всей ее противоречивости имеет свое лицо и свою позицию. И с этим фактом вынуждены считаться даже в Брюсселе.

Как показал кризис вокруг Сирии и недавние события, связанные со сбитым российским СУ-24, у Турции оказался достаточный запас внутриполитической прочности, чтобы с достоинством преодолевать препятствия, возникающие на протяжении последних трех лет одно за другим. Многомесячные попытки урезонить Башара аль-Асада еще до начала массовых убийств мирных жителей войсками дамасского режима сменились настойчивыми попытками сформировать международную коалицию по противодействию геноциду. Когда стал очевидным провал политического процесса вокруг Сирии (имеются в виду попытки сплотить умеренную оппозицию, сформировать легитимное переходное правительство и провести выборы, чтобы устранить правящую в Сирии клику от власти), а в Суруче и Анкаре прогремели организованные террористами ИГИЛ взрывы, Турция стала одним из активных членов антитеррористической коалиции. И если кто-то думает, что принимать столь радикальные решения в условиях проведения двойных всеобщих выборов, украинского кризиса (который, совершенно очевидно, не мог не затронуть и Турцию) и небывалого наплыва мигрантов из Сирии и Ирака в Европу, легко и просто, то это вовсе не так. Только на содержание 2,5 млн сирийских и иракских беженцев в юго-восточных провинциях Турции истрачено более 8 млрд долл. Потоки мигрантов через турецкую территорию в Болгарию и Грецию привели к дополнительной напряженности с ЕС. Ну а вмешательство России в сирийский конфликт на фоне активизации курдских террористических формирований в самой Турции обострило ситуацию до точки кипения. В результате — сбитый СУ-24, резкое охлаждение российско-турецких отношений, доходящее со стороны Кремля до квалификации национал-шовинизма, и первый за последние 11 (!) лет саммит Турция—ЕС, который состоялся 29 ноября в Брюсселе. 

Как говорил У.Черчилль, пессимист видит трудности в каждой возможности, а оптимист — возможности в каждом затруднении. Турция терпеливо ждала два года, пока затруднения превратятся в возможности, и вот результат: достигнуты договоренности о выделении со стороны ЕС 3 млрд евро на оказание помощи сирийским беженцам в Турции, активизации переговорного процесса путем открытия новых переговорных глав (уже 14 декабря будет открыта переговорная глава 17 — экономика и монетарная политика, на очереди — энергетика), перспективах безвизового режима с осени 2016 г. и саммитах Турция—ЕС дважды в год. Не зря премьер-министр Турции А.Давутоглу назвал договоренности от 29 ноября "историческими". "Громкое и открытое послание из Анкары", как его назвал лидер правящей партии, прозвучало просто и недвусмысленно: "Мы являемся европейским обществом. Судьба континента — наша общая судьба". Немаловажно, что одним из основных локомотивов со стороны ЕС в контексте принятия смелых решений была канцлер Германии А.Меркель. Президент Европейского совета Д.Туск назвал Турцию "ключевым партнером", а президент Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер заявил о реальных перспективах ее членства. Для Украины, которая ведет свой непростой диалог с ЕС, важно понимать, что это: принципиальное изменение позиции ЕС во многих важных для нас вопросах, таких как безвизовый режим, или просто ситуативное решение миграционной проблемы?

Безусловно, нелепо отрицать, что непосредственным толчком к уступкам со стороны ЕС стал наплыв ближневосточных беженцев и колоссальная роль Турции в сдерживании новых волн миграции, вполне вероятных после вступления в сирийскую войну России, авиация которой без устали бомбит мирные города северной части Сирии. Но ни одно из принятых в Брюсселе решений не является "подарком" — все они обусловлены конкретными обязательствами со стороны Турции. Так, финансовая помощь ЕС будет направлена исключительно на решение проблем беженцев. Ее цель — обеспечение хотя бы минимальных стандартов социальной защиты мигрантов, находящихся на территории Турции. Либерализация визового режима станет возможной только после вступления в силу в июне 2016 г. соглашения о реадмиссии, которое находится на столе переговоров уже несколько лет. В начале 2016-го должны состояться важные мероприятия в рамках диалогов высокого уровня в области экономики и энергетики. Также в совместных заявлениях подчеркивалась важность решения наболевшей кипрской проблемы и еще несколько условий, включенных в двустороннюю "дорожную карту". Верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Ф.Могерини призвала Турцию возобновить мирный курдский процесс с учетом того, что накануне саммита в Диярбакыре — административном центре одноименной турецкой провинции, населенной преимущественно курдами, был убит известный курдский адвокат и правозащитник Т.Ельчи. 

Турецкие эксперты и обозреватели встретили новости из Брюсселя со сдержанным оптимизмом. Безусловно, отмечается небывалый прогресс в отношениях Турции и ЕС, но громкие заявления звучали и раньше. Обе стороны понимают, что сделать предстоит немало, а нынешняя активизация контактов является, скорее, ситуационной. Очевидно, что ЕС готов идти навстречу Турции только в обмен на полноценное сотрудничество по сдерживанию мигрантов. При этом даже местные еврооптимисты не перестают критиковать ЕС за "слишком запоздалые" шаги навстречу Турции и некие "двойные стандарты", хотя и признают, что практические решения в области миграционного кризиса были приняты в небывало короткие сроки. Станут ли прорывные решения последнего саммита частью устойчивого двустороннего диалога — зависит от обеих сторон. В отчетах Европейского Союза не перестает звучать критика в адрес властей Турции за нарушения в сфере прав человека и свободы слова, и ЕС, безусловно, не собирается понижать стандарты в этих вопросах, так что до полного взаимопонимания еще далеко. В то же время европейские обозреватели отмечают, что уже в понедельник Турция задержала 1300 мигрантов, стремящихся попасть в Грецию, однако, по их мнению, это капля в море по сравнению с потенциальным "миграционным цунами" в 600–700 тыс. чел. Показательным в "критическом" контексте является заявление премьер-министра Бельгии, который после саммита сказал, что Бельгия пока не готова внести свою лепту в обещанный трехмиллиардный "миграционный" пакет, Турция "все еще далеко от членства", и "очень многое еще предстоит сделать", а сирийским беженцам следует предоставить доступ на турецкий рынок труда. Аналогичные мнения высказывались и другими высокопоставленными чиновниками ЕС. И в этом заключаются главные уроки для Украины: поддержка со стороны ЕС дорого стоит. Какой бы важной наша страна ни была для Европейского Союза, договоренности и взятые на себя обязательства надо выполнять. В контексте взаимоотношений с ЕС нам также необходимо учитывать и вступление в силу с 1 января 2016 г. Соглашения о свободной торговле (переговоры с Турцией по этому поводу ведутся уже несколько лет), и намерения Турции пересмотреть режим собственного Таможенного союза с ЕС, который Анкару больше не устраивает. Если отношения Анкары и Брюсселя будут развиваться по восходящей, от этого выиграют все, а тесные связи Украины и Турции будут способствовать углублению и нашего сотрудничества с ЕС. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов возможную активизацию контрдействий РФ, для которой евроинтеграционные успехи Украины, а отныне и Турции, являются сильнейшим раздражителем и прямым доказательством собственного политического банкротства. Важно, чтобы это четко понимали и в Брюсселе, и тогда нельзя исключать, что новые смелые решения перейдут из разряда ситуативных в категорию перманентных.

Сергей Корсунский

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢