Детенизация зарплат 2.0

Точка зору

В канун Нового года, традиционно в условиях крайнего цейтнота и «всенощной», парламент принял госбюджет-2016. Правительство проделало титаническую работу − разработало изменения в Налоговый кодекс, продавило их в Верховной раде и построило на них бюджет страны. Именно таким был основной посыл предновогоднего спича премьер-министра Украины. Пламенный призыв Яценюка к выходу из тени прозвучал с экранов телевизоров как новогоднее напутствие предпринимателям. Мол, теперь ваша очередь проявить себя – детинизируйте, наконец, зарплаты, ведь с 2016-го тяжелое налоговое бремя на зарплату снизится почти вдвое. В своей колонке для Forbes Александр Денисенко из экспертной группы «Предприниматели за реформы» проанализировал, есть ли у предпринимателей повод для оптимизма в связи с этим эпохальным событием.

К сожалению, Арсений Петрович до сих пор не понял, что предприниматели − это тот слой населения, который уже давно научился игнорировать громкие речи политиков. Куда красноречивее для них реальные экономические расчеты собственного бизнес-процесса, в которые, похоже, ни премьер, ни Минфин так и не сумели заглянуть.

А увидеть там они могли бы много интересного. Что предприниматели МСБ оптимизируют налогообложение, не для того чтобы купить очередную яхту или квартиру в Лондоне, а чтобы хоть на минимальном уровне удержать предприятие и работников. Что эта оптимизация значительно усложняет бизнес-процесс, отвлекает на него немало энергии и создает для налоговиков коррупционное основание. Что предприниматели далеки от популизма и очень ответственно относятся к проблемам наполнения государственного бюджета. Что они, как никогда, настроены на детенизацию зарплат и ждут от правительства только одного − политической воли привести ставки налогообложения в соответствие с реальными возможностями МСБ.

В предыдущей статье нами уже были приведены сравнительные расчеты различных концепций налоговых изменений. Поэтому теперь, когда налогово-бюджетные страсти немного улеглись, можно проанализировать тот окончательный «компромиссный» вариант, который наши налоговые «реформаторы» завернули в яркую обертку и положили под новогоднюю елку-2016.

Как и раньше, наши расчеты общей налоговой нагрузки (процентной доли всех расходов на получение наличных в добавленной стоимости реализованных товаров, продукции и услуг) сделаны для типичного предприятия сегмента B2B, которое:

− работает на полной системе налогообложения;

− является плательщиком НДС;

− оптимизирует налогообложение путем вывода наличных через ФЛП 3-й группы − плательщика НДС или через финансовую услугу в 12%;

− не получает прибыли, потому что все заработанное направляет на оплату труда.

А результаты представлены в виде зависимости общей налоговой нагрузки от уровня тенизации зарплат (среднего отношения «серой конвертной» к «чистой белой» зарплате работников).

Выводы из этого сравнения очевидны.

Общая налоговая нагрузка на предприятие МСБ, которое никоим образом не оптимизировало налогообложение, в 2016-м действительно существенно снизится − от устрашающих 51,07% до более умеренных 45,01%. Правительство может отчитываться перед финансовым миром о значительной либерализации законодательства, чеканить себе победные ордена и открывать шампанское.

Однако очень быстро чиновники с удивлением заметят, что разделить их радость на этом пиру не с кем − подобных «рафинированных» предприятий, не использующих оптимизационных схем, в среде МСБ найти трудно.

Отчаянная борьба за «компромисс» принесла предпринимателям уменьшение налоговой нагрузки на целых 0,48% (проект «все по 20» предусматривал нагрузку 45,49%). «Полпроцента, Карл!» − так обычно комментируют подобные достижения в социальных сетях. Этот «выдающийся» эффект достигнут исключительно переброской 2% по НДФЛ на ЕСВ.

Напрасно мы наивно полагали, что депутаты дерутся за компромисс между законопроектом 3357 (34,78% нагрузка) и минфиновским «все по 20» (45,49%) − по крайней мере, в части налоговых ставок Минфин, очевидно, нашел «компромисс» сам с собой.

Проголосованный закон создает экономические условия детенизации зарплат только для тех предприятий, которые тенизируют зарплату на уровне ниже 0,4. Получается, именно к ним Арсений Петрович обратился с упомянутым новогодним напутствием, но, как это часто у него бывает, попал в «молоко».

Ведь речь идет о предприятии, которое по зарплатной ведомости на руки работнику выдает, например, 2500 гривен, а в конверте доплачивает еще 1000 гривен. Вряд ли нужно доказывать, что такой способ организации бизнеса не может быть массовым − затевать сложные и рискованные оптимизационные схемы ради такой незначительной доплаты к зарплатам банально невыгодно.

Поэтому следует признать: о серьезной детенизации в 2016-м не может быть и речи − правительство так и не создало для этого экономических оснований. Не говоря уже и о других, не менее важных условиях детенизации − откровенный диалог правительства с предпринимателями не лозунгами, а цифрами, государственная детенизационная программа, консультационная горячая линия и т.п.

Именно поэтому МВФ решительно требовал от Наталии Яресько даже не вспоминать о каких-либо детенизационных компенсаторах бюджетной дыры − уже с момента первой презентации минфиновского проекта стало ясно, что он безнадежно страдает детенизационной импотенцией.

Вот за что надо реально благодарить правительство, так это за сохранение предпринимателям малого и среднего бизнеса всех оптимизационных схем. Это свидетельствует о том, что правительство еще не потеряло чувство реальности: отмена ФЛП 3-й группы вместе с полным прикрытием конвертационных центров сразу бы уничтожила МСБ как явление. Ведь сегодня реальная общая налоговая нагрузка на предприятие МСБ с учетом оптимизационных схем ниже 35%, поэтому выдержать 45,01% в 2016-м ему было бы не под силу.

И несмотря на то что Минфин поднял ставку налогообложения ФЛП 3-й группы на 1% и усилил администрирование НДС, то же ФЛП вместе с конвертационным центром будут успешно продолжать в 2016-м выполнять свои оптимизационные функции (конвертаторов новое администрирования НДС не пугает – они уже давно обходятся без налоговых ям). А незначительное увеличение расходов на оптимизацию многократно компенсируется существенным снижением ставки ЕСВ.

В результате в 2016-м предприятие с довольно распространенным уровнем тенизации II, которое оптимизирует налогообложение через ФЛП, будет получать нагрузку 30,29% против нынешних 33,78%, а то, которое использует конвертаторов – соответственно 26,67% против 30,5%, что приведет к увеличению фонда оплаты труда.

Конечно, предприниматели могли бы воспользоваться таким подарком и иным способом – оставить себе нагрузку на уровне 2015 года, и вместо увеличения фонда оплаты труда уменьшить уровень тенизации. Но предпринимательская логика обычно работает наоборот: если уж рискуешь применением оптимизационных схем, тратишь на это силы и средства, следует извлекать из этого максимальную пользу. Или полная детенизация, а если это невозможно, то максимально эффективная тень.

Таким образом, ощутимое улучшение для предпринимателей пришло оттуда, откуда они его и не ждали – по сути, за счет более глубокого погружения в тень.

Такое налоговое развращение предпринимателей (а как еще назвать улучшение тенизационных условий?) не пройдет для властей без последствий.

Если бы власти нашли силы согласиться на законопроект 3357, у них бы еще был шанс цифрами доказать предпринимателям, что их реальная текущая налоговая нагрузка (то есть с учетом налоговой оптимизации) в 2016 году существенно не изменится, даже в условиях полного выхода из тени. И в этой экономической почве развернуть масштабную детенизационную кампанию с взвешенным балансом между поощрением и принуждением.

Но благодаря «компромиссу» будущим настоящим реформаторам (которые непременно придут к власти) придется предлагать бизнесу уже другие, более значительные, чем в законопроекте 3357, налоговые уступки, для того чтобы экономически заинтересовать предпринимателей выходить из тени.

Другими словами, им придется вытаскивать МСБ из более глубокой тени, куда его непременно затягивают последние налоговые инновации. И это неудивительно: перекладывание самых болезненных экономических проблем на своих преемников является хронической болезнью всех украинских правительств.

Микроэкономические расчеты предпринимателей подтверждают пессимистические макроэкономические прогнозы – поступление в бюджет от МСБ уменьшится пропорционально суммарному снижению базовых ставок налогообложения, а вот на компенсаторы от МСБ бюджету рассчитывать не приходится.

Очевидно, в 2016-м сбалансировать бюджет будет крайне трудно, даже с запланированным дефицитом. Очень похоже на то, что отсутствие амбициозных планов, нерешительность шагов и половинчатость решений будут побуждать правительство к применению своего любимого бюджетного компенсатора – печатного станка имени Гонтаревой. Насколько ему удастся удержаться от этого соблазна, будет очевидно уже в конце первого квартала этого года.

Александр Денисенко
экспертная группа «Предприниматели за реформы»

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢