Извлечь из недр: как Украина учится зарабатывать на открытых аукционах для недропользователей

Точка зору

22 марта 2016 года в Украине прошел первый в этом году открытый аукцион по продаже спецразрешений на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых. Не обошлось без скандала. Непосредственно перед торгами из числа участников был исключен «Ютекснафтогаз», зато два нефтегазовых участка достались фирмам, созданным буквально за месяц до самого аукциона – ООО «Нафтогазэнергопром» и ООО «Укргаздоб». Кроме того, их руководители также оказались неизвестны в профессиональной среде.

Украина перешла на полностью открытые аукционы по продаже месторождений в 2015 году. Инициатива принадлежала Государственной службе геологии и недр Украины, и соответствовала рекомендациям ЕС и Ассоциации геослужб Европы по реформированию отрасли недропользования. В прошлом году было проведено три аукциона, которые в определенной мере можно назвать пилотными. Forbes обратился к Николаю Бояркину, врио главы Госгеослужбы, с просьбой подвести первые итоги такой практики, прокомментировать сложные моменты, с которыми столкнулась аукционная комиссия, а также озвучить, какие изменения необходимо внести в законодательные акты.

Главный критерий – цена

В результате трех аукционов, проведенных в 2015 году в формате открытых торгов, в госбюджет было привлечено порядка 45 млн гривен, при том, что стартовая цена участков составляла всего 12 млн. Совокупная стоимость продажи лотов превысила стартовую в 3,7 раза, а мартовские торги 2016-го принесли в бюджет дополнительные 3 млн гривен.

Однако были случаи, когда выставленные участки не выкупались: фирмы вели торги, и, подняв максимально цену, просто отказались от выкупа лота. Участки пришлось выставлять повторно. К сожалению, риски по срыву аукционов остаются, новые фирмы, подавшие заявки на участие в аукционе, также могут отказаться от выкупа лота. Поэтому для нас очень важно найти механизмы более тщательной оценки предприятий на предмет их реальных намерений при участии в торгах.

На аукцион 22 марта 2016 года из изначально предложенных 11 участков на торги попало восемь. По двум участкам аукционная комиссия не получила ни одной заявки, еще на один участок была подана всего одна. В целом мы получили 31 заявку на восемь участков – и это очень хороший показатель, подтверждающий, что рынок начал понемногу оживать, у потенциальных недропользователей появился реальный интерес. Для сравнения, в 2015 году на первом аукционе была подана 21 заявка на шесть лотов, на втором – 14 заявок на пять лотов, в третьем – 13 заявок на шесть лотов.

Заявки на участие в аукционе принимаются от всех претендентов, которые подали необходимый пакет документов. В торгах 22 марта т.г. к участию не было допущено ООО «Ютекснафтогаз» из-за отсутствия документов, подтверждающих регистрацию юридического лица. Обоснованность решения аукционного комитета Госгеонедра уже подтверждена судом. В то же время спецразрешения на разработку двух нефтегазовых месторождений приобрели компании, зарегистрированные незадолго до проведения торгов. Во-первых, Госгеонедра придерживается принципов равной конкуренции. Во-вторых, согласно действующему законодательству (а именно, постановлению КМ №594, которое регулирует порядок проведения аукционов), у Службы нет оснований отказать кому-либо из заявителей на участие в аукционе по признаку даты регистрации или личности его представителя.

Чтобы нивелировать риски прихода в отрасль недобросовестных недропользователей, еще в 2015 году Служба по собственной инициативе внедрила практику их дополнительных проверок перед выдачей спецразрешений. Прежде чем выдать спецзразрешение (как по результатам аукциона, так и вне аукционной процедуры), мы отправляли запросы в Антимонопольный комитет Украины, Государственную фискальную службу, СБУ и МВД. В ходе таких проверок правоохранительные органы выявили несколько фирм с подозрением на финансирование терроризма и другие правонарушения – и мы, безусловно, отказали таким компаниям в выдаче спецразрешений.

Чтобы закрепить подобную практику на законодательном уровне, мы предложили внести изменения в постановление КМУ №594.Предлагается раскрытие конечного бенефициара для всех участников аукциона, а также обязательные проверки каждого предприятия (в т.ч. финмониторинг), претендующего на получение спецразрешения, на предмет финансирования терроризма и легализации денег, полученных преступным путем.

Мы просим увеличить срок от объявления аукциона до его проведения с 30 до 75 дней, чтобы у СБУ, МВД, ГФС и АМКУ было больше времени на проверку недропользователей и их бенефициаров, и чтобы максимально избежать появления на аукционах одиозных личностей и компаний. Увеличение этого срока также необходимо крупным международным компаниям, которые ввиду сложных корпоративных процедур порой просто не успевают подготовить документы и подать заявку.

Диалог с облсоветами

Раньше недропользователь сам подавал в Госгеослужбу все разрешительные и сопутствующие документы от Минприроды, Госгорпромнадзора, облсоветов. Но в декабре 2015 года Регуляторная служба и МЭРТ внесли изменения в постановление КМ №615, которые соответствуют закону «О разрешительной системе». И сегодня Служба должна самостоятельно в 60-дневный срок подготовить весь пакет документов по заявке и принять решение: дать недропользователю лицензию или отказать.

Мы честно поделили этот срок: 30 дней отвели Минприроды, Госгорпромнадзору и облсоветам на выдачу согласований, и 30 дней определили для Службы – на изучение документов аукционной комиссией и принятие соответствующего решения. Вплоть до последнего времени без получения согласований от облсовета Служба де-юре не имела права выдать спецразрешение заявителю.

По нашей статистике, за последние два года 73% заявок недропользователей облсоветы не согласовали, а восемь облсоветов не удовлетворили вообще ни одной заявки. Согласно новым законодательным нормам, если в облсовет был направлен запрос, и на него не получен ответ, решение считается автоматически принятым в пользу недропользователя. Действует так называемый принцип «молчаливого согласия».

Вместе с тем мы понимаем, что срок 60 дней – слишком мал. По законодательству, областные советы должны проводить сессии раз в квартал, то есть раз в 90 дней. Именно поэтому мы предлагаем увеличить срок рассмотрения документов облсоветами до 90 дней. При этом норма «молчаливого согласия» останется неизменной.

У Госгеонедра есть еще один мощный ресурсный сегмент для расширения практики аукционов – это снятие преференций для государственных предприятий, так как сейчас компания даже при 25%-ной доле госсобственности имеет право получить спецразрешение в обход аукциона. Такая же возможность есть у предприятий, владеющих целостными имущественными комплексами (ЦИК).

Мы выступаем за то, чтобы преференцию по первому признаку однозначно исключить, даже для предприятий со 100%-ной госсобственностью. Во втором случае нужно подойти более взвешенно. Совсем упразднить норму про ЦИК как основу для получения спецразрешения было бы некорректно, потому как для предприятия, к примеру, по производству воды – водная скважина является частью замкнутого цикла производства. Похожая ситуация и по ГОКам, когда предприятия строят в непосредственной близости к карьеру. Поэтому предлагаем, чтобы в случае геологического изучения ЦИК можно было брать в аренду (поскольку изучение – это большие инвестиции и риски), а в случае добычи он должен быть в собственности компании, что гарантирует сохранность целостного производства.

В 2015 году из 136 выданных спецразрешений 22 пришлись на участки, подпадающие под норму ЦИК и, соответственно, не выставленные на аукцион. Они принесли 200 млн гривен дохода в госбюджет, потому как при получении спецразрешения вне аукциона недропользователь в обязательном порядке оплачивает стоимость этих разрешений и стоимость пользования недрами.

Также предлагаем сократить срок действия лицензии на геологоразведку с пяти до трех лет. Были случаи, что по истечении срока действия спецразрешения никакие полезные ископаемые не подтверждались. А при изменении сроков Служба сможет эти участки выставить на новый аукцион раньше, либо стимулировать действующего недропользователя выполнять свои обязательства. Сегодня эта и другие нормы обсуждаются в Кабинете министров, и мы надеемся на их принятие в ближайшее время.

Николай Бояркин
врио главы Государственной службы геологии и недр

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢