Кто заплатит за простой?

Точка зору

Программа правительства Гройсмана удивляет своей последовательностью, структурированностью и свежими идеями. Многочисленные и инновационные шаги, призванные восстановить украинскую экономику, впервые сопровождаются конечными целями, которых мы хотим достичь, конкретными прогнозами, ответственными за реализацию и сроками выполнения. Эта шутка имела бы шансы быть смешной, если бы после ознакомления с документом не было так грустно…

На самом деле программа правительства стандартно безликая, к величайшему огорчению. Она в очередной раз подтверждает, что ни о каком стратегическом планировании речь не идет, изменения если и будут, то ситуативные, их последствия — непредсказуемые, а ответственные останутся неизвестными. Единственная причина, по которой этот документ мог быть принят, — годовой иммунитет Кабмина. Увы, в ином случае о скорейшем возвращении в программу МВФ можно было бы и не мечтать. Фонд не работает с теми, кого могут заменить в любой момент. Но даже этот плюс с трудом оправдывает ту халатность, с которой вновь прибывшие на Грушевского относятся к своим будущим обязанностям.

Экономический блок программы начинает раздел "Обеспечение ускоренного экономического роста". Название в нынешних условиях звучит цинично, так как сложно ускорить то, чего нет. Идея к переходу на среднесрочное бюджетное планирование не нова, и спорить с ее здравостью сложно. Но буквально в следующем абзаце нам предлагают провести новую налоговую реформу, что со среднесрочным планированием ну никак не вяжется.

Напомним, что макроэкономические индикаторы этого года уже пересматривались и НБУ, и Минфином. Более того, последний уже столкнулся с проблемой составления бюджета следующего года, поскольку не может толком оценить фискальные последствия тех налоговых изменений, которые сам же ввел в 2015-м. Так о какой среднесрочной перспективе может идти речь, если даже прогнозы на квартал вперед не сбываются?

Причем нам предлагают даже не кота в мешке, а медведя — "утверждение нового Налогового кодекса Украины", документа в 600 страниц, каждый пункт которого так или иначе влияет на работу бизнеса. Согласно тому же многострадальному НК, любые изменения в налоговое законодательство необходимо вносить за полгода до их вступления в силу, а бюджет, рассчитанный с учетом налоговых изменений, — в сентябре. К концу подходит апрель. Очевидно, что вложиться в отведенные законом рамки не получится. На что и расчет. Ведь принять и протащить в канун Нового года в парламенте можно любые нормы, а заодно отчитаться о проведении очередной налоговой реформы. А бизнес привык, с ним уже не первый год такое проворачивают.

Упоминается в тексте и ставший притчей во языцех мораторий на изменения налогового законодательства. Все налоговые реформаторы стремятся "натворить дел" и зафиксировать начинания. Возможно, стоит поменять местами эти пункты? Ввести мораторий на три года, занявшись взамен более актуальными проблемами администрирования налогов и коррупцией в ГФС. И сначала посмотреть, например, без добавления дополнительных переменных, какой эффект дало снижение ЕСВ, что мы получили от повышения акцизов, как наполняются местные бюджеты? А там, глядишь, и новое правительство будет, и нормально налоговую реформу можно провести. За это время и бизнес мог бы хоть как-то спланировать свою деятельность, и Минфин — ожидать, а не с удивлением получать результаты. На сегодняшний день в украинской экономике столько неизвестных, что настойчивое стремление добавить еще и неопределенность в фискальной сфере уже пугает. Особенно если это не подкрепляется ни расчетами, ни прогнозами, ни целями, которых мы хотим достичь.

Меры правительства по привлечению инвестиций предсказуемо узки и сводятся к вечной дерегуляции и абстрактной защите прав инвесторов. В стране уже два бизнес-омбудсмена, но до власти не донести понимание того, что без реформы ГФС (лидера по жалобам бизнеса) и судебной системы (о которую разбиваются, как о риф, все нормы о защите прав инвесторов) инвестиции в страну не зайдут. О судебной реформе программа упоминает в основном в том ключе, что она должна произойти. Не указано, в каком году, — "створюються умови". А реформирование ГФС почему-то сводится к внедрению системы управления рисками, которая там многие годы успешно работает и на которой построена не одна схема выколачивания денег из предпринимателей.

Пожалуй, наиболее комично выглядит абзац, посвященный поддержке промышленности. В нем речь идет о развитии высокотехнологичных производств, инновационной инфраструктуры, развитии национальных научных центров и трансферте технологий. В общем, о том, чего не существует в украинской действительности. Где это все взять для того, чтобы развить, неясно. Как, впрочем, и что делать тем, кто совсем или недостаточно инновационен и высокотехнологичен, но вопреки всему еще на плаву и обеспечивает страну рабочими местами.

Сырьевую беду Украины (снижение мировых цен на основные товары нашего экспорта) решать будут просто — открывать международные рынки для товаров "высокой добавленной стоимости". О том, что для того, чтобы что-то там продать, нужно для начала это что-то произвести, забыли. Увы, нет на сегодняшний день товаров высокой добавленной стоимости, которые бы по объемам производства могли соперничать с сырьевой составляющей нашего экспорта. И нет предпосылок для того, чтобы они появились. Для этого нужны стабильность налогового законодательства, условия для привлечения инвестиций, защита прав собственности, в том числе интеллектуальной. Все то, что мы не можем и даже не пытаемся гарантировать сегодня.

Реформа сельского хозяйства подменена земельной реформой, которая, впрочем, не предполагает никакой конкретики. Среди многочисленных "покращень" и "підвищень" нет шагов, призванных подготовить рынок земли к открытию, обеспечить прозрачность аукционов и защиту прав собственников. Стоит ли это понимать как отказ от отмены моратория на продажу сельхозземель? Нет, скорее, как неготовность открыто и без оглядки заявлять о своих намерениях.

Как и в отношении других скользких моментов. Которые не исчезнут из нашей жизни только потому, что о них не написано в программе правительства. Например, что делать с бюджетным дефицитом? Как быть с пенсионной системой и социальным обеспечением? Нам просто обещают дословно "решить вопрос со спецпенсиями", которые, кстати, погоды не делают при нынешнем дефиците Пенсионного фонда. А еще уменьшить дефицит ПФ (когда? на сколько?) и ежеквартально повышать минимальную пенсию. Такое ощущение, что правительство Гройсмана знает, где спрятано золото Полуботка. При этом о переходе к накопительной системе не говорят, говорят о "создании предпосылок". Как будто забывая при этом, что эти предпосылки давно созданы и уже даже устарели: в парламенте с весны прошлого года лежит законопроект, который предлагает готовую модель. Но об этом молчат, ведь переход на накопительный уровень, по мнению МВФ, потребует повышения пенсионного возраста, а о грустном в праздник не стоит. Лучше в очередной раз напомнить о льготах, строительстве доступного жилья, компенсации разницы в тарифах, обновлении инфраструктуры, создании центров развития детей.

За счет чего мы будем сокращать государственные расходы, если все это будет реализовано? На секундочку, правительство говорит о сбалансированном государственном бюджете (читай, практически бездефицитном). Не понятно, где возьмутся деньги на покрытие этого дефицита, если мы в прошлом году с трудом уложились в определенный для нас МВФ дефицит в 3,7% ВВП.

Приоритеты нового премьера — субсидии, тарифы и безработица. Субсидии уже раздали, тарифы стабильно повышают, безработица (пусть это будет удивлением для многих), по крайней мере официально, снижается: в 2015-м — 9,1%, в 2014-м — 9,3%. Сомнительные получаются приоритеты…

Общение со многими новыми министрами оставило неприятный осадок. Люди воодушевлены, обещают перемены, но либо не осознают тот объем проблем, с которыми им придется столкнуться, либо не хотят в это верить. Действовать они будут в зависимости от обстоятельств. При этом действительно реформаторов в этом правительстве практически не осталось, а значит, какие бы обстоятельства не сложились, больше будет тех, кто предпочтет отсидеться, а не бросаться на амбразуру. Многие важные начинания прошлого правительства умирали, как только доходили до парламента. К сожалению, и здесь ситуация ухудшилась, надеяться на всестороннюю поддержку и понимание депутатов тоже не приходится. И нам нужно готовиться к очередному экономическому эксперименту. Не будет ни прогнозирования, ни расчетов, ни анализа. Остается надеяться на то, что нынешний Кабмин не провалит переговоры с МВФ, иначе затеянная игра окончательно потеряет смысл. И ожидаемый простой, за который нам, вне всяких сомнений, придется заплатить, сменится новым откатом.

Юлия Самаева

Новини

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ЄС може запровадити підвищені мита на українські товари з 6 червня

ЄС може відтермінувати повноцінний СВАМ для України до 2027 року – Міндовкілля

Суецький канал запроваджує 15% знижку для контейнеровозів за прохід каналом в обох напрямках

ВСІ НОВИНИ ⇢