Почему чиновники указывают в е-декларациях тонны налички и что им за это будет
Точка зоруИзучение электронных деклараций в последние дни вызвало шок у общественности. Речь идет не только об автопарках, домах и квартирах, которые задекларировали чиновники и нардепы. То, что они всем этим владеют было известно давно. Более всего поразили огромные объемы наличности, указанные в декларациях. Естественно, и раньше граждане были уверены, что большинство власть придержащих люди, мягко говоря, не бедные, которые не очень праведным путем заработали огромные деньги.
Однако то, что эти богатства в виде чемоданов (а иногда и вагонов) кэша чиновники и депутаты решили вдруг показать всеми миру, устроив своего рода показательный коррупционный каминг-аут, поразило до глубины души.
Причем крупные суммы наличности показали не только выходцы из бизнеса, такие как нардеп от БПП Руслан Демчак (133 млн. гривен наличных) или Вячеслав Константиновский (14,7 млн.долларов), но и, например, премьер Владимир Гройсман (в общей сложности около 1,5 млн.долларов наличными в эквиваленте), который последние десять лет работал на госдолжностях. А также многие другие чиновники.
Что стоит за таким приступом открытости и к каким последствиям приведет, выясняла "Страна".
Три причины показательного ухода в кэш
У этого является может быть несколько объяснений.
Первое, самое простое, то, что чиновники, так же как и все остальное население страны, не доверяют банковской системе, а потому держат сбережения в кубышках, а не на депозитах. Действительно, с начала 2014 года рухнуло большое количество банков и сейчас только безумно храбрый человек готов положить на депозит сумму превышающую 200 тысяч гривен (ее возврат обеспечивает Фонд гарантирования вкладов в случае краха банка).
Второе, не менее благопристойное объяснение, это общая плачевная экономическая ситуация в стране, при которой состоятельные люди не рискуют приобретать какие-либо активы. Наоборот, правильная стратегия – продать свое имущество (недвижимость или корпоративные права), пока оно хоть что-то стоит, "уйти в кэш" и ждать пока кризис достигнет своего дна, чтоб на минимуме стоимости начать скупку подешевевших активов. А так как "дно" пока не пройдено, то люди сидят на чемоданах с наличными и ждут своего часа (почему они их не несут в банк сказано выше). Этой стратегией сейчас руководствуются многие инвесторы.
Впрочем, оба этих момента могут объяснить большие объемы кэша у людей, которые системно занимаются (или занимались в недавнем прошлом) бизнесом. Но огромные задекларированные запасы наличности у многих чиновников и нардепов, которые никогда не работали в сфере предпринимательства или не занимали должности выше клерков средней руки, должны иметь все-таки несколько иное объяснение. Наиболее распространенная версия "каминг-аута" – декларанты полагают, что указав некие суммы и некое имущество в своей е-декаларации, они, тем самым, его легализовали и избавили себя от будущих вопросов на тему "откуда средства на роскошную жизнь и дорогие покупки".
"Начавшаяся кампания е-декларирования показала, что новые чиновники стали не просто раскрывать своё имущество, а именно записывать в декларации незаконно добытые активы и легализовывать деньги, полученные либо коррупционным путём либо с которых не уплачены налоги, иными словами – декларировать отмытые деньги", – написал у себя в сети известный юрист Андрей Портнов.
К слову, некоторые нардепы уже начали обосновывать свои траты теми суммами, которые они указали в декларациях.
"Купил наконец-то машину, – отчитался в ночь с пятницы на субботу депутат-еврооптимист Мустафа Найем. – Хонда Аккорд 2010 года, пробег – 194 тыс. км. Купил по объявлению в интернете за 364 тысяч гривен. Деньги мои, из суммы сбережений, ранее публично указанных в декларации".
Также часто встречается версия, что чиновники декларируют суммы с прицелом на будущее – чтоб обосновать еще не полученный (но ожидаемый) коррупционный доход.
Не легализация, а явка с повинной
В тоже время, юристы предупреждают, что использовать е-декларирование для легализации своих активов (в том числе и наличных денег) – затея опасная.
Дело в том, что нельзя путать декларирование и налоговую амнистию. Налоговая амнистия – это когда люди заявляют о наличии у них средств, не объясняя источники их происхождения, платят с них определенный налог, после чего они считаются легализованными. Так вот, налоговую амнистию в Украине никто не объявлял. А значит, за каждую копейку, указанную в декларации, чиновник или депутат должен будет отчитаться по первому же запросу правоохранительных органов – каково происхождение этой суммы, уплачены ли с нее налоги, откуда деньги на покупку указанного в декларации имущества, уплачены ли с этих денег налоги и т.д.
И если декларант указал доход, а также приобретенное имущество, на суммы, которые не "бьются" с его налоговой декларацией, то это будет не легализация, а наоборот – явка с повинной.
"Возникает деликатная ситуация, – объясняет "Стране" этот парадокс народный депутат от БПП Иван Винник. – Те, кто декларируют эти миллионы наличности, вообще понимают, как они будут ее объяснять? Если люди по 10 и больше лет работают депутатами, госчиновниками, получают зарплату на карточку, а потом у них сотни тысяч налички. Где они ее взяли?"
Таким образом, "каминг-аут" может обернутся для чиновников и нардепов вполне конкретными статьями уголовного кодекса.
Во-первых, это статья 212 УК (уклонение от уплаты налогов).
Во-вторых, это статья 209 (легализация средств, полученных преступным путем).
В-третьих, для госчиновников, это статья 368-2 (незаконное обогащение).
Наконец, в-четвертых, не нужно забывать, что существует и уголовная ответственность за подачу чиновниками недостоверных данных в декларациях о доходах. Она наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 размеров минимальной зарплаты (в данный момент это 344 450 гривен).
Полная проверка декларации о доходах может проводиться в период осуществления чиновником своих полномочий, а также на протяжении 3 лет после прекращения такой деятельности.
Накажут выборочно
Впрочем, это в теории. На практике же система антикоррупционных правоохранительных органов, призванная проверять декларации чиновников, не сможет изучить все сотни тысяч поданных деклараций.
По идее, этим должна заниматься Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК). Но его штат (не очень большой, кстати) даже конца еще не сформирован.
НАБУ же на днях сделало интересное заявление, пояснив, в каких случаях займется возбуждением уголовных дел по данным, указанным в декларациях:
– после обращения НАПК,
– в ответ на публикации в СМИ по освещению фактов о незаконном обогащении декларантов или предоставления ими заведомо недостоверных данных,
– в случае выявления сведений, которые могут свидетельствовать о незаконном обогащении или внесении заведомо недостоверных данных фигурантами производств, расследуемых детективами НАБУ.
То есть, изначально правоохранительные органы дают понять, что карающий меч будет настигать чиновников выборочно. А это – прямой путь к избирательному правосудию и сведению политических счетов. Тем более, что руководство ключевого органа в системе контроля за декларациями – НАПК, весьма близко к одной из политических сил. А именно – к "Народному фронту". О чем "Страна" не так давно подробно писала.
Экс-замминистра юстиции Юрий Иващенко полагает, что никаких претензий у проверяющих органов не будет только "к своим". А вот оппоненты власти сразу попадут под прицел.
"Они просто будут в ручном режиме проверять откуда эти активы и наличность взялись, – сказал Иващенко "Стране". – Если нет источников, чтобы за условные 10 лет появились эти деньги на храмы и билеты в космос, то тогда и встанет вопрос об уголовной ответственности. Этим декларированием сегодня определяется рычаг давления. Объектом может быть любой неугодный человек".
Управляющий партнер адвокатского объединения "Лекс энд Баклер", адвокат Олег Бабич сказал "Стране", что правоохранители уже сегодня в частных разговорах признают, что готовят "охоту на ведьм": "по нашей информации, в виду отсутствия реального и действенного механизма по проверке деклараций, который помог бы установить истину, уже сейчас готовятся уголовные дела против ряда политиков, к которым есть претензии у властей. Повод и зацепку найдут любую. А проворовавшееся чиновники, которые получают миллионные откаты, получат индульгенцию от власти и снова уйдут от уголовной ответственности".
Нужна синхронизация реестров
Помочь властям избежать обвинений в политических репрессиях могла бы единая система, которая бы сопоставляла данные электронных деклараций чиновников с их же налоговыми декларациями, а также со сведениями, указанными в других реестрах (недвижимости, корпоративных прав и проч.). Это позволило бы в автоматическом, а не в ручном, режиме, выявлять несоответствия.
Но на данный момент таковой возможности нет.
Как говорит Иван Винник изначально так и планировалось сделать, однако из-за аврала, спешки и давления, система была запущена не в лучшем виде.
"Планировалось разработать программный продукт, который бы связывался с другими реестрами, – говорит нардеп. – Это бы позволило верифицировать данные, сравнивать их с предыдущими данными по доходам, сделкам, проводкам. У нас множество данных уже персонифицированы. Делаешь платежку в банке и все отображается. А в е-декларировании такой интеграции нет. Потому что Миранда (ООО "Миранда" выиграла тендер на разработку программного обеспечения для комплексной системы е-декларирования. – Прим. Ред.) такую возможность не реализовала. Я лично этот вопрос поднимал два месяца назад, но грантоеды потом обвинили меня в попытках сорвать электронное декларирование. И в итоге мы получили не инструмент борьбы с коррупцией, а выборочно действующий инструмент дискредитации отдельно взятых политиков".
Галина Студенникова
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram