В поисках инвестиций: каждую 10-ю гривну НДС в Госбюджет-2017 заплатят аграрии

Точка зору

В начале осени, впервые за последние годы, Кабинет министров Украины в лице Министерства финансов представил законопроект, касающийся изменений в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 1 января 2017 года. Одновременно был представлен и проект Госбюджета-2017.

Из представленных документов можно сделать вывод, что ожидать ослабления фискальной нагрузки на субъектов хозяйствования и домохозяйства не стоит. В законопроектах повышены ставки некоторых косвенных налогов и несколько изменены подходы к их администрированию.

Согласно пояснительной записке к проекту изменений в Налоговый кодекс Украины, отечественное правительство имеет целью создать условия для увеличения поступлений в бюджет и обеспечение сбалансированности бюджета-2017 за счет:

1) налога на добавленную стоимость:

  • отмена специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • единый публичный реестр возмещения налога на добавленную стоимость для экспортеров сельскохозяйственной продукции;

2) акцизного налога:

  • увеличение ставки акцизного налога на алкогольные напитки (тенденция нескольких последних лет);
  • введение единой ставки акцизного налога на дизельное топливо 125,5 евро за 1000 л вместо дифференцированной ставки 125,5 евро и 95 евро в зависимости от содержания серы;

3) повышение ставки рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом и за транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины.

Снова налицо тот факт, что отечественное правительство будет пытаться сформировать доходную часть бюджета-2017 в основном за счет косвенных налогов. Национальная экономика демонстрирует рецессионный характер развития, несмотря на положительные темпы экономического роста, наблюдавшиеся в первом и втором квартале 2016 года (0,1% и 1,4% к соответствующему кварталу 2015-го). Очевидно, что прирост ВВП стал результатом низкой сравнительной базы, нежели следствием стимулирующего эффекта налоговых реформ последних лет.

Подтверждением этому является тот факт, что доля косвенных налогов, в частности налога на добавленную стоимость и акцизного налога, в структуре доходов государственного бюджета за последние годы составляет около половины. На 2017 год в структуре доходов государственного бюджета доля НДС и акциза запланирована на уровне 55,4%.

Доля налога на добавленную стоимость и акцизного налога
в структуре доходов государственного бюджета

 

У пошуках інвестицій: кожну 10-ту гривню від ПДВ в Держбюджет-2017 року сплатять аграрії

Источник: Национальный банк Украины

По оценкам автора, каждую 10-ю гривну от сбора налога на добавленную стоимость в бюджет принесут агропроизводители. Однако же именно таким образом будет «вымыт» инвестиционный ресурс фермера, учитывая подорожание себестоимости производства, отсутствие возможности прокредитоваться в украинских банках, сокращение платежеспособного спроса и другие неблагоприятные факторы влияния политико-экономической лихорадки последних лет.

Такая ситуация касается не только сельскохозяйственного производителя. И даже при этом для оживления экономического роста в базовых законопроектах правительства не заложено экономической основы, также не определены реальные демпферы экономики в среднесрочной перспективе. Это прежде всего такие отрасли: машиностроение, строительство, возобновляемая энергетика, сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность. Таким образом, прогнозируемый правительством прирост ВВП в 2017 году на уровне 3% является скорее ожидаемым следствием низкой сравнительной базы предыдущих лет. Иными словами, национальная экономика «почувствовала дно» и находится в состоянии депрессии.

На фоне длящейся несколько лет рецессии реального сектора и сжатия ликвидности банковской системы, в результате недоступности кредитования и оттока депозитов, денежно-кредитная политика Украины в последние годы продемонстрировала ситуационную эффективность, что стало следствием декларируемой Национальным банком политики «инфляционного таргетирования». Это позволило постепенно либерализовать денежно-кредитный рынок и ослабить валютное регулирование. Учетная ставка НБУ в течение 2015–2016 годов несколько раз снижалась и сейчас составляет 14% (для сравнения: в начале 2015 года она составляла 30%). Индекс потребительских цен, динамика которого в 2014-м – в начале 2015 года в значительной мере определялась темпами девальвации гривны, снизился в сентябре с начала 2016 года до 7,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако кредитование реального сектора, как и доверие к банковской системе, все еще не восстановлено.

Взаимосвязь индекса потребительских цен и средневзвешенного курса
на межбанковском валютном рынке

 

У пошуках інвестицій: кожну 10-ту гривню від ПДВ в Держбюджет-2017 року сплатять аграрії

Источник: Национальный банк Украины

Таким образом, восстановлению экономического роста в Украине способствовали два фактора. Была достигнута макрофинансовая стабильность, характеризующаяся первоначальной неустойчивостью.

Второй фактор – ключевые финансовые показатели все же восстановили положительную динамику, что можно использовать с целью постепенной реанимации инвестиционной привлекательности национальной экономики.

В следующем году важнейшей задачей властей является создание предпосылок развития экономики путем совершенствования отечественного законодательства, в частности:

  • стимулирование совокупного потребительского спроса (повышение минимальных социальных стандартов, реализация государственных инфраструктурных проектов, мероприятий и т.п.);
  • усиление государственного контроля над целевым использованием средств, особенно относительно ресурсов, привлеченных от международных доноров (кредиты, безвозвратная финансовая помощь, гранты и т.д.);
  • дальнейшее совершенствование механизмов администрирования налогов и сборов с последующим реформированием соответствующих органов исполнительной власти;
  • реализация законодательных инициатив, направленных на привлечение инвестиций в ведущие отрасли национальной экономики: деятельность технопарков, машиностроение, возобновляемую энергетику, сельское хозяйство и пищевую промышленность;
  • поддержание стабильности денежно-кредитного рынка и возобновление кредитования реального сектора экономики;
  • обеспечение предсказуемости динамики валютного курса и улучшение инвестиционного климата.

По материалам XIII Международной научно-практической конференции «Мировые тенденции и перспективы развития финансовой системы Украины», 27–28 октября 2016 года.

Павел Мороз
блоггер, финансовый аналитик, к.э.н.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢