В поисках инвестиций: каждую 10-ю гривну НДС в Госбюджет-2017 заплатят аграрии
Точка зоруВ начале осени, впервые за последние годы, Кабинет министров Украины в лице Министерства финансов представил законопроект, касающийся изменений в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 1 января 2017 года. Одновременно был представлен и проект Госбюджета-2017.
Из представленных документов можно сделать вывод, что ожидать ослабления фискальной нагрузки на субъектов хозяйствования и домохозяйства не стоит. В законопроектах повышены ставки некоторых косвенных налогов и несколько изменены подходы к их администрированию.
Согласно пояснительной записке к проекту изменений в Налоговый кодекс Украины, отечественное правительство имеет целью создать условия для увеличения поступлений в бюджет и обеспечение сбалансированности бюджета-2017 за счет:
1) налога на добавленную стоимость:
- отмена специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- единый публичный реестр возмещения налога на добавленную стоимость для экспортеров сельскохозяйственной продукции;
2) акцизного налога:
- увеличение ставки акцизного налога на алкогольные напитки (тенденция нескольких последних лет);
- введение единой ставки акцизного налога на дизельное топливо 125,5 евро за 1000 л вместо дифференцированной ставки 125,5 евро и 95 евро в зависимости от содержания серы;
3) повышение ставки рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом и за транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины.
Снова налицо тот факт, что отечественное правительство будет пытаться сформировать доходную часть бюджета-2017 в основном за счет косвенных налогов. Национальная экономика демонстрирует рецессионный характер развития, несмотря на положительные темпы экономического роста, наблюдавшиеся в первом и втором квартале 2016 года (0,1% и 1,4% к соответствующему кварталу 2015-го). Очевидно, что прирост ВВП стал результатом низкой сравнительной базы, нежели следствием стимулирующего эффекта налоговых реформ последних лет.
Подтверждением этому является тот факт, что доля косвенных налогов, в частности налога на добавленную стоимость и акцизного налога, в структуре доходов государственного бюджета за последние годы составляет около половины. На 2017 год в структуре доходов государственного бюджета доля НДС и акциза запланирована на уровне 55,4%.
Доля налога на добавленную стоимость и акцизного налога
в структуре доходов государственного бюджета
Источник: Национальный банк Украины
По оценкам автора, каждую 10-ю гривну от сбора налога на добавленную стоимость в бюджет принесут агропроизводители. Однако же именно таким образом будет «вымыт» инвестиционный ресурс фермера, учитывая подорожание себестоимости производства, отсутствие возможности прокредитоваться в украинских банках, сокращение платежеспособного спроса и другие неблагоприятные факторы влияния политико-экономической лихорадки последних лет.
Такая ситуация касается не только сельскохозяйственного производителя. И даже при этом для оживления экономического роста в базовых законопроектах правительства не заложено экономической основы, также не определены реальные демпферы экономики в среднесрочной перспективе. Это прежде всего такие отрасли: машиностроение, строительство, возобновляемая энергетика, сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность. Таким образом, прогнозируемый правительством прирост ВВП в 2017 году на уровне 3% является скорее ожидаемым следствием низкой сравнительной базы предыдущих лет. Иными словами, национальная экономика «почувствовала дно» и находится в состоянии депрессии.
На фоне длящейся несколько лет рецессии реального сектора и сжатия ликвидности банковской системы, в результате недоступности кредитования и оттока депозитов, денежно-кредитная политика Украины в последние годы продемонстрировала ситуационную эффективность, что стало следствием декларируемой Национальным банком политики «инфляционного таргетирования». Это позволило постепенно либерализовать денежно-кредитный рынок и ослабить валютное регулирование. Учетная ставка НБУ в течение 2015–2016 годов несколько раз снижалась и сейчас составляет 14% (для сравнения: в начале 2015 года она составляла 30%). Индекс потребительских цен, динамика которого в 2014-м – в начале 2015 года в значительной мере определялась темпами девальвации гривны, снизился в сентябре с начала 2016 года до 7,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако кредитование реального сектора, как и доверие к банковской системе, все еще не восстановлено.
Взаимосвязь индекса потребительских цен и средневзвешенного курса
на межбанковском валютном рынке
Источник: Национальный банк Украины
Таким образом, восстановлению экономического роста в Украине способствовали два фактора. Была достигнута макрофинансовая стабильность, характеризующаяся первоначальной неустойчивостью.
Второй фактор – ключевые финансовые показатели все же восстановили положительную динамику, что можно использовать с целью постепенной реанимации инвестиционной привлекательности национальной экономики.
В следующем году важнейшей задачей властей является создание предпосылок развития экономики путем совершенствования отечественного законодательства, в частности:
- стимулирование совокупного потребительского спроса (повышение минимальных социальных стандартов, реализация государственных инфраструктурных проектов, мероприятий и т.п.);
- усиление государственного контроля над целевым использованием средств, особенно относительно ресурсов, привлеченных от международных доноров (кредиты, безвозвратная финансовая помощь, гранты и т.д.);
- дальнейшее совершенствование механизмов администрирования налогов и сборов с последующим реформированием соответствующих органов исполнительной власти;
- реализация законодательных инициатив, направленных на привлечение инвестиций в ведущие отрасли национальной экономики: деятельность технопарков, машиностроение, возобновляемую энергетику, сельское хозяйство и пищевую промышленность;
- поддержание стабильности денежно-кредитного рынка и возобновление кредитования реального сектора экономики;
- обеспечение предсказуемости динамики валютного курса и улучшение инвестиционного климата.
По материалам XIII Международной научно-практической конференции «Мировые тенденции и перспективы развития финансовой системы Украины», 27–28 октября 2016 года.
Павел Мороз
блоггер, финансовый аналитик, к.э.н.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram