В поисках инвестиций: каждую 10-ю гривну НДС в Госбюджет-2017 заплатят аграрии

Мнение

В начале осени, впервые за последние годы, Кабинет министров Украины в лице Министерства финансов представил законопроект, касающийся изменений в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 1 января 2017 года. Одновременно был представлен и проект Госбюджета-2017.

Из представленных документов можно сделать вывод, что ожидать ослабления фискальной нагрузки на субъектов хозяйствования и домохозяйства не стоит. В законопроектах повышены ставки некоторых косвенных налогов и несколько изменены подходы к их администрированию.

Согласно пояснительной записке к проекту изменений в Налоговый кодекс Украины, отечественное правительство имеет целью создать условия для увеличения поступлений в бюджет и обеспечение сбалансированности бюджета-2017 за счет:

1) налога на добавленную стоимость:

  • отмена специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • единый публичный реестр возмещения налога на добавленную стоимость для экспортеров сельскохозяйственной продукции;

2) акцизного налога:

  • увеличение ставки акцизного налога на алкогольные напитки (тенденция нескольких последних лет);
  • введение единой ставки акцизного налога на дизельное топливо 125,5 евро за 1000 л вместо дифференцированной ставки 125,5 евро и 95 евро в зависимости от содержания серы;

3) повышение ставки рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом и за транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины.

Снова налицо тот факт, что отечественное правительство будет пытаться сформировать доходную часть бюджета-2017 в основном за счет косвенных налогов. Национальная экономика демонстрирует рецессионный характер развития, несмотря на положительные темпы экономического роста, наблюдавшиеся в первом и втором квартале 2016 года (0,1% и 1,4% к соответствующему кварталу 2015-го). Очевидно, что прирост ВВП стал результатом низкой сравнительной базы, нежели следствием стимулирующего эффекта налоговых реформ последних лет.

Подтверждением этому является тот факт, что доля косвенных налогов, в частности налога на добавленную стоимость и акцизного налога, в структуре доходов государственного бюджета за последние годы составляет около половины. На 2017 год в структуре доходов государственного бюджета доля НДС и акциза запланирована на уровне 55,4%.

Доля налога на добавленную стоимость и акцизного налога
в структуре доходов государственного бюджета

 

У пошуках інвестицій: кожну 10-ту гривню від ПДВ в Держбюджет-2017 року сплатять аграрії

Источник: Национальный банк Украины

По оценкам автора, каждую 10-ю гривну от сбора налога на добавленную стоимость в бюджет принесут агропроизводители. Однако же именно таким образом будет «вымыт» инвестиционный ресурс фермера, учитывая подорожание себестоимости производства, отсутствие возможности прокредитоваться в украинских банках, сокращение платежеспособного спроса и другие неблагоприятные факторы влияния политико-экономической лихорадки последних лет.

Такая ситуация касается не только сельскохозяйственного производителя. И даже при этом для оживления экономического роста в базовых законопроектах правительства не заложено экономической основы, также не определены реальные демпферы экономики в среднесрочной перспективе. Это прежде всего такие отрасли: машиностроение, строительство, возобновляемая энергетика, сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность. Таким образом, прогнозируемый правительством прирост ВВП в 2017 году на уровне 3% является скорее ожидаемым следствием низкой сравнительной базы предыдущих лет. Иными словами, национальная экономика «почувствовала дно» и находится в состоянии депрессии.

На фоне длящейся несколько лет рецессии реального сектора и сжатия ликвидности банковской системы, в результате недоступности кредитования и оттока депозитов, денежно-кредитная политика Украины в последние годы продемонстрировала ситуационную эффективность, что стало следствием декларируемой Национальным банком политики «инфляционного таргетирования». Это позволило постепенно либерализовать денежно-кредитный рынок и ослабить валютное регулирование. Учетная ставка НБУ в течение 2015–2016 годов несколько раз снижалась и сейчас составляет 14% (для сравнения: в начале 2015 года она составляла 30%). Индекс потребительских цен, динамика которого в 2014-м – в начале 2015 года в значительной мере определялась темпами девальвации гривны, снизился в сентябре с начала 2016 года до 7,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако кредитование реального сектора, как и доверие к банковской системе, все еще не восстановлено.

Взаимосвязь индекса потребительских цен и средневзвешенного курса
на межбанковском валютном рынке

 

У пошуках інвестицій: кожну 10-ту гривню від ПДВ в Держбюджет-2017 року сплатять аграрії

Источник: Национальный банк Украины

Таким образом, восстановлению экономического роста в Украине способствовали два фактора. Была достигнута макрофинансовая стабильность, характеризующаяся первоначальной неустойчивостью.

Второй фактор – ключевые финансовые показатели все же восстановили положительную динамику, что можно использовать с целью постепенной реанимации инвестиционной привлекательности национальной экономики.

В следующем году важнейшей задачей властей является создание предпосылок развития экономики путем совершенствования отечественного законодательства, в частности:

  • стимулирование совокупного потребительского спроса (повышение минимальных социальных стандартов, реализация государственных инфраструктурных проектов, мероприятий и т.п.);
  • усиление государственного контроля над целевым использованием средств, особенно относительно ресурсов, привлеченных от международных доноров (кредиты, безвозвратная финансовая помощь, гранты и т.д.);
  • дальнейшее совершенствование механизмов администрирования налогов и сборов с последующим реформированием соответствующих органов исполнительной власти;
  • реализация законодательных инициатив, направленных на привлечение инвестиций в ведущие отрасли национальной экономики: деятельность технопарков, машиностроение, возобновляемую энергетику, сельское хозяйство и пищевую промышленность;
  • поддержание стабильности денежно-кредитного рынка и возобновление кредитования реального сектора экономики;
  • обеспечение предсказуемости динамики валютного курса и улучшение инвестиционного климата.

По материалам XIII Международной научно-практической конференции «Мировые тенденции и перспективы развития финансовой системы Украины», 27–28 октября 2016 года.

Павел Мороз
блоггер, финансовый аналитик, к.э.н.

Новости

18 января 2022

Алюминиевый завод Angul достиг максимального уровня загрузки

Цены на нефть подскочили до уровня 2014 года

Предприниматели стали чаще жаловаться бизнес-омбудсмену

Индия отказалась от пошлин на прокат с покрытием из Китая и ЕС

В Нидерландах построят металлургический завод по производству катанки

Liberty Steel возобновит производство на двух прокатных заводах в Бельгии

В прошлом году Укроборонпром увеличил выпуск продукции на 24%

В 2021 году Китай увеличил производство алюминия на 4%

Украина израсходовала треть запасов газа с начала отопительного сезона

Котировки еврооблигаций Украины обвалились из-за угрозы нападения РФ

17 января 2022

ОГКХ в 2021 году увеличила отчисления в бюджет в 2,2 раза, до 834 млн грн

62% угля и антрацита в 2021 году Украина завезла из России

В 2021 году АМКР уплатил в бюджеты всех уровней 14,6 млрд грн налогов и сборов

Украинцам пообещали рост зарплат

Европейские цены на г/к рулон незначительно снизились

Коломойский нагрел бюджет еще почти на 400 млн грн

ВСЕ НОВОСТИ ⇢