Повышение минималки. Экономика стала заложницей Гонтаревой
Точка зоруПрежде чем говорить о последствиях повышения минимальной зарплаты, нужно разобраться в мотивах этой инициативы. Президент и премьер вполне могли реализовать свою идею поэтапно. То есть, вместо того чтобы повышать минималку сразу на 1600 грн с 1 января, можно было увеличивать ее каждый квартал следующего года на 400 грн. Предприятия сейчас не были бы в шоке. Малый бизнес не стоял бы перед выбором: закрываться или уходить в тень. А бабушки-пенсионерки не пугали бы друг друга слухами о том, на что и на сколько вырастут цены.
Но Петр Порошенко и Владимир Гройсман выбрали именно шоковый вариант. И это значит, что их заботила в первую очередь не экономика, а политика. Им нужно было решение, способное дать немедленный политический эффект. И они его нашли.
То, чего хотели добиться президент и премьер, можно выразить в двух словах: перехватить инициативу. А это поэтапно не делается, тут нужна именно внезапность. К тому же были факторы, вынуждающие поспешить. Еще с лета было известно, что на ноябрь в столице и других городах готовятся акции протеста. Можно было ожидать, что электронные декларации чиновников и депутатов усилят протестный потенциал в обществе. Но гасить пожар всегда стоит гораздо дороже, чем его предупредить. Поэтому Гройсмана и Порошенко вполне можно понять: они решили не опаздывать.
Экономический эффект, в отличие от политического, начнет проявляться только в следующем году. Можно спрогнозировать два сценария: оптимистический и реалистический. Первый из них требует, чтобы власть предприняла срочные меры для стимулирования деловой активности. Прежде всего необходимо обеспечить доступ предприятий к недорогим кредитам. Раз уж бизнесу придется оплачивать весь этот банкет с повышением минималки, затеянный в политических целях, то власти стоит позаботиться хотя бы о том, чтобы бизнес имел возможность где-то одолжить под невысокий процент. Для этого нужны целенаправленные усилия Нацбанка, в т.ч. снижение учетной ставки до уровня ниже 10% и тотальная реструктуризация кредитных долгов предприятий на максимально лояльных условиях.
Тогда повышение минималки может поспособствовать выходу экономики на траекторию ускоренного роста. Полученные дополнительные деньги население потратит на приобретение товаров. Рост спроса станет стимулом для наращивания объемов выпуска продукции, привлечения новых работников и повышения зарплат по всей производственной цепочке. Увеличение фонда оплаты труда на предприятиях и рост производства, в свою очередь, приведут к увеличению налоговых поступлений, что позволит поднимать зарплаты в бюджетном секторе и повышать пенсии. Это вызовет дальнейший рост спроса, и так далее.
Второй сценарий предполагает, что руководство НБУ необходимых усилий не предпримет, потому он и реалистический. Не получив доступа к недорогим кредитам, предприятия, чтобы скомпенсировать свои затраты в связи с повышением минималки, примутся сокращать персонал и поднимать цены. Выпуск продукции при этом расти не будет, то есть экономика попадет в ситуацию стагфляции – стагнации производства, высокой инфляции и роста безработицы.
Но в условиях высокой инфляции предприятия тем более не смогут рассчитывать на дешевые кредиты. Это уже многократно доказывалось украинским опытом и получило лишнее подтверждение после революции. В нынешнем году Украина только начала выходить из инфляционной спирали. В январе годовая инфляция (т. е. уровень потребительских цен по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года) составила 40,3%, в июне она сократилась до 6,9%, после чего вновь начала повышаться. По итогу года Нацбанк прогнозирует 12%, в следующем году — 8%.
По сути, первые месяцы нового года будут решающими. Если опять начнет раскручиваться инфляция, НБУ вновь будет повышать учетную ставку, кредиты для предприятий станут недоступными и экономика получит еще несколько лет стагнации или вообще падения.
Бизнес пока не определился, как ему поступать: повышать цены или наращивать производство. Экономика еще только на распутье между ускоренным ростом и стагфляцией. Выбор будет зависеть от того, какие сигналы получит бизнес от Нацбанка в оставшиеся месяцы нынешнего года, то есть в последние месяцы перед двукратным повышением минимальной зарплаты.
При негативном развитии событий не замедлят и политические последствия. Если весь прирост доходов населения от повышения минималки будет съеден ростом цен, то уже весной могут начаться новые акции протеста. Только на этот раз у власти не будет спасительного способа сыграть на опережение.
Конечно, все это не значит, что вообще не нужно было ввязываться в эту затею с повышением минимальной зарплаты. Но власть должна очень постараться, чтобы минимизировать все риски и максимально использовать возможности, возникшие вследствие этого решения. Именно сейчас, не дожидаясь весны.
Аргументы в пользу повышения МЗП
О необходимости повышения минимальной зарплаты говорит хотя бы то, что в последние два года этот социальный стандарт значительно обесценился. В августе 2014-го соотношение минимальной и средней зарплат составляло 36,1%, а в августе 2016-го — только 29%. По рекомендациям Международной организации труда такое соотношение должно составлять не менее 50%, в странах ЕС оно достигает в среднем 60%.
С 1 декабря 2013 г. был установлен размер МЗП 1218 грн. Следующее повышение произошло лишь через год и девять месяцев: до 1378 грн с 1 сентября 2015 г. В нынешнем году установлена МЗП в размере 1450 грн с 1 мая и 1600 грн с 1 декабря. Но даже 1600 грн мало, чтобы наверстать отставание, допущенное за последние два года. И тем более этого недостаточно, чтобы кардинально переломить ситуацию.
Сейчас МЗП, будучи очень низкой, фактически не выполняет свою функцию. Наниматься на такую зарплату почти нет желающих. По данным Госстата, до 1450 грн получают только 2,6% штатных работников юридических лиц с числом наемных работников от 10 и выше. То есть сейчас МЗП — это скорее минимальная официальная зарплата для той части экономики, где распространена зарплата «в конвертах».
В июне–августе средняя заплата колебалась около 5300 грн. Минималка в размере 3200 грн — это как раз 60% от этого уровня, то есть хоть по одному социальному показателю (соотношение минимальной и средней зарплат) мы сравняемся с Европой. Важно и то, что украинцы впервые за много лет получат социальные стандарты не ниже, чем у россиян (минимальный размер оплаты труда в РФ составляет сейчас 7500 руб., что эквивалентно 3000 грн).
Юрий Вишневский
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram