Окно роста. Кабмин готовится жить без кредитов МВФ и прогнозов Гонтаревой
Точка зоруЕще совсем недавно Нацбанк соглашался с правительством и прогнозировал, что в будущем году экономика ускорится вдвое и вырастет на 3%, но видимо присутствие старших коллег из МВФ привело к тому, что оценки стали более скромными и теперь совпадают с прогнозными показателями Фонда. Теперь МВФ с НБУ синхронизировались и прогнозируют рост на уровне 2,5%. Оказались измененными и параметры роста на 2018 год, и тоже в сторону понижения также на 0,5 п.п. до 3,5%.
Проблема еще и в том, что откорректированные руководством НБУ прогнозы роста украинской экономики входят в противоречие с расчетами президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана, которые явно сделали ставку на ускоренный прирост экономики. Другой вопрос, сыграет ли их ставка, но, похоже, г-жа Гонтарева идет не в ногу с политическим руководством страны.
Стоит также отметить, что в последнее время украинское руководство в лице президента Порошенко и премьера Гройсмана все более тяготится опекой МВФ и предпринимает шаги, на которые вряд ли отважилось бы еще год назад. В частности, на ограничение экспорта леса кругляка и объявление о повышение минимальной заработной платы в 2 раза.
Первое, по мнению правительства, должно стимулировать развитие отечественной деревообрабатывающей промышленности. Второе не только сократит дефицит Пенсионного фонда, но и стимулирует потребительский спрос среди 4 млн украинцев, до сей поры получавших заработную плату ниже 3200 грн. Расчет правительства строится на том, что, получив дополнительные доходы, беднейшие слои населения увеличат потребление продуктов питания, а также изделий национальной промышленности, что должно стимулировать национального производителя.
Кроме того, довольно-таки смелым шагом выгляди назначение президентом в Совет НБУ экс-министра экономики Богдана Данилишина, которого тут же избрали в председатели Совета НБУ. Богдан Михайлович в свою очередь пустился в публичные размышления о том, как надо откорректировать политику Нацбанка. Мол, хватит слушать внешних советчиков и придерживаться жесткого монетарного курса, самое время использовать все возможности для смягчения денежной политики и создать условия для удешевления кредитования и закачать в экономику денег, конечно же, все делая грамотно и не давая слишком сильно разгуляться инфляции.
В целом складывается впечатление, что украинская власть не просто нащупала почву под ногами, но и оттолкнулась от нее вверх, рассчитывая, что экономика адаптировалась как к внешним, так и внутренним вызовам и теперь должна пойти в рост.
Такого мнения придерживается и экономист, партнер IMF Group Михаил Кухар, по мнению которого МВФ слишком осторожничает, давая прогноз роста 2,5% ВВП на следующий год. "Наша группа считает устойчивым тренд роста украинской экономики, который продлится минимум 5-8 лет. Поэтому наш прогноз на следующий год – это рост ВВП минимум 7%", – утверждает эксперт.
По мнению Кухара, прогноз представляется реалистичным: "это как теннисный мяч – удар, а потом идет отскок. Учитывая ту высоту, с которой мы упали, рост в Украине будет достаточно мощным и в этом году, и в следующем. Поэтому, не знаю, почему они так осторожничают со своим прогнозом".
В пользу оптимистичных прогнозов свидетельствуют и данные Госстата о росте доходов украинцев. В частности, реальная заработная плата в январе-августе 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. выросла на 8,3%.
По мнению экономиста Александра Жолудя, для украинской экономики есть и риски замедления. По его мнению, негативно на экономическом восстановлении могут сказаться эксперименты правительства по резкому увеличению минимальной заработной платы, что может привести к удорожанию трудовых ресурсов, что в свою очередь, скажется на замедлении восстановительного роста.
Впрочем, чрезмерно опасаться этого не стоит. Тем более что украинский бизнес уже вполне адаптировался к выживанию в условиях высокой волатильности и понижательного тренда на сырьевых рынках.
Также, по мнению Александра Жолудя, само по себе увеличение минимальной заработной платы не должно вызвать осложнений с МВФ в том случае, если это решение не скажется на увеличение дефицита бюджета. Действительно, подход МВФ состоит в том, что ему все равно, где будут найдены средства на запланированные расходы, если они будут обеспечены соответствующими доходами, а дефицит не превысит пределы разумного. Дефицит необходимо каким-то образом финансировать, либо за счет долга (а Украина сейчас не может одалживать в частном секторе, а потому занимает деньги в том числе у МВФ и других государств), либо за счет доходов от приватизации.
Тем не менее, уже можно констатировать, что, во-первых, украинские власти достаточно уверенно себя чувствуют, чтобы вести с МВФ торг об условиях предоставления кредитов. Во-вторых, практически нет сомнений, что украинская экономика вполне может расти и без кредита МВФ, хотя, безусловно, лучше бы его иметь, хоть для страховки. Тем не менее, весьма вероятно, что украинским властям хватит куража пока от нее отказываться.
Петр Билян
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram