Частный интерес: Нафтогаз привлекает правительство США к финансированию украинских газовых запасов
Точка зоруНАК «Нафтогаз Украины» договорилась с американской правительственной корпорацией OPIC об участии в финансировании закачки газа в украинские подземные хранилища в сезоне 2017-2018 гг. В то же время, низкая эффективность деятельности OPIC на энергетическом рынке Украины порождает сомнение в том, что схема использования кредитных средств компаний США принесет выгоду «Нафтогазу».
Новый газовый посредник
Корпорация частных зарубежных инвестиций США (Overseas Private Investment Corporation, OPIC) поддержала проект, предусматривающий финансирование инвестиционным банком Goldman Sachs под гарантии OPIC закачки природного газа в украинские подземные хранилища в летний период. Стоимость закупки газа составит максимально $500 млн. Но гарантии OPIC будут распространяться только на сумму $400 млн.
В «Нафтогазе» ожидают, что к концу 2016 года будут согласованы условия финансирования закачки газа в ПХГ под гарантии OPIC.
Механизм сотрудничества OPIC и «Нафтогаза» заключается в том, что американская компания создаст в Украине специальную структуру (SPV ─ special purpose vehicle), которая будет закупать газ в межотопительный сезон, закачивать его в ПХГ и зимой продавать газ «Нафтогазу».
Если сказать прямо, то речь идет о посреднике, который получит кредит от банка США, закупит дешевый газ украинской добычи и позже сможет его продать по «рыночной» цене. По имеющейся информации, разница между закупочной ценой и продажей может составлять до 3000 грн ($120). Если ориентироваться на сумму в $500 млн, то объем газа будет составлять примерно 2 млрд куб. м (при стоимости газа $240 за 1000 куб. м). При таких условиях заработок «посредника» (SPV) может составить до половины выделенной суммы ─ это больше $200 млн.
Возникает логичный вопрос: почему «Нафтогаз» самостоятельно не может оформить кредит (компания заявляет о прибыльности в I полугодии 2016 года) или даже привлечь традиционное финансирование в «Ощадбанке», что сложнее, но реально. В то же время, предложение OPIC и Goldman Sachs легализует газовое посредничество.
В 2015 году «Нафтогаз» уже оказывался в центре скандала вокруг закупок газа в ЕС, которые осуществляла американская компания Trailstone, а точнее, ее немецкая «дочка» Trailstone GmbH. И несмотря на заверения, что это известная компания, оказалось, что ее владельцами являются неизвестные широкой общественности офшорные структуры. Не исключено, что подобные «американские» компании по типу Trailstone GmbH могут принимать участие и в газовых операциях с участием «Нафтогаза» и OPIC.
«Будут международные инвестиционные банки, которые будут финансировать американские компании, которые будут покупать и продавать природный газ», – заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
Абсолютно по такой же схеме, например, работала известная Rosukrenergo AG, а позже Ostchem AG Дмитрия Фирташа, которая не имела собственного финансового ресурса и часто занимала деньги у российского «Газпромбанка».
OPIC как инструмент политических гарантий
Даже существующая похожая схема привлечения кредита ЕБРР для закупки газа у европейских трейдеров более прозрачна, поскольку средства распределяет ЕБРР среди европейских трейдеров. А финучреждение IFC (Всемирный банк) выделяет $200 млн для покупки газа напрямую компании Engie (GDF-Suez).
Однако, Юрий Витренко упорно считает, что для «Нафтогаза» работа с SPV будет выгоднее, чем самостоятельная закупка газа летом и закачка его в ПХГ: «Разница между летней и зимней ценой в SPV будет отражать исключительно стоимость международного финансирования. Это привлекательнее ставок, под которые «Нафтогаз» может привлекать средства у отечественных банков для самостоятельной закупки газа».
Собственно, инициатива OPIC войти на рынок газа и фактически участвовать в закупках возникла еще в 2014 году. Но только в начале 2016-го «Нафтогаз» совместно с Goldman Sachs, OPIC и IFC начали переговорный процесс по финансированию закачки газа. Речь шла о хранении 5 млрд куб. м природного газа в Бильче-Волыцко-Угерском, Угерском, Опарском, Дашавском и Богородчанском подземных хранилищах газа.
Однако со стороны США были и остаются обоснованные сомнения в действенности закона о рынке природного газа в Украине, а потому процесс согласования условий и выбор партнеров затянулся.
Также вызывает сомнение реальность суммы гарантий, которую может предоставить OPIC. Ведь сама организация OPIC за все время работы с Украиной предоставила гарантий и прямых инвестиций только на $600 млн. В случае с «Нафтогазом» сумма должна составить $500 млн ─ практически весь проектный бюджет OPIC в течение 1993-2015 годов.
В конце концов, интересы OPIC ─ это финансирование инвестиций, страхование от политических рисков и участие в инвестиционных фондах. В случае «Нафтогаза» речь идет о страховании от политических рисков. OPIC предоставляет страховку на сумму до $250 млн на каждый проект для защиты от государственного и суверенного риска, экспроприации; необратимости валют, политического насилия, войны, терроризма. Фактически OPIC является государственным органом, который может вернуть, компенсировать, лоббировать интересы частных компаний в иностранных государствах. И начало работы OPIC с «Нафтогазом» означает, что Украину и дальше рассматривают как рискованное государство в политическом измерении.
«Окончательно все детали будут зафиксированы документально, надеемся, до конца года. Американские компании инвестируют деньги в торговлю газом в Украине, а OPIC страхует их политические риски ─ вот в чем смысл соглашения», ─ Юрий Витренко признает, что «политика» является основной причиной сотрудничества.
Также стоит учесть, что OPIC уделяет больше реального времени и средств аграрному сектору, чем энергетике. Кроме «Нафтогаза» с ней намерен работать «Энергоатом», который с 2015 года планирует с помощью OPIC привлечь Bank of America Merrill Lynch для кредитования на сумму $250 млн на строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. В августе 2016 года «Энергоатом» только начал переговорную процедуру с Bank of America Merrill Lynch по разработке предварительных условий финансирования и сотрудничества с OPIC.
Однако если OPIC за 23 года своей деятельности не привлекла в Украину больше $600 млн даже в более спокойные политические и экономические периоды, то ожидать, что это будет сделано сейчас ─ чересчур оптимистично.
Странная газовая цепочка
В случае сотрудничества «Нафтогаза» и OPIC присутствуют взаимосвязанные факторы между компаниями, что наталкивает на мысль о возможности существования личных договоренностей. Так, показательно, что традиционный партнер OPIC банк Goldman Sachs является владельцем компании Dragon Capital. OPIC недавно предоставил финансирование на сумму $25 млн фонду Dragon Capital New Ukraine Fund, созданному Dragon Capital совместно с Soros Fund Management, действующего в интересах известного международного бизнесмена Джорджа Сороса.
В то же время в 2014 году Dragon Capital создала «Украинскую газовую биржу» для торговли газом. Руководство компании ─ также выходцы из Dragon Capital. Первые биржевые торги состоялись в октябре 2014 года.
Связь между структурами и компаниями OPIC – «Нафтогаз» – Goldman Sachs – Dragon Capital – «Украинская газовая биржа» пока вызывает больше вопросов, чем ответов
Юрий Витренко признавал в 2014 году причастность руководства государственной компании к проектам частной компании: «Что касается торговли газом, то насколько нам известно, у нас уже создана первая площадка, осуществляющая торги газом на условиях гарантированного исполнения биржевых сделок. Это проект инвестгруппы Dragon Capital, в реализации которого мы помогали, как могли. Тайных отношений там нет. Мы сделали так, чтобы была интеграция, например, с «Укртрансгазом», и чтобы люди, которые торгуют газом, понимали: этот газ будет обязательно поставлен, будут оформлены необходимые акты и произведена оплата».
Так, банк Goldman Sachs, который планирует профинансировать закупку газа в рамках соглашения с OPIC, является одновременно совладельцем Dragon Capital. И даже возможно, что часть газа в рамках сотрудничества «Нафтогаза» и OPIC будет покупаться на бирже, принадлежащей Dragon Capital. Газовая цепочка и связь между структурами и компаниями OPIC – «Нафтогаз» – Goldman Sachs – Dragon Capital – «Украинская газовая биржа» пока вызывает больше вопросов, чем ответов.
Юрий Корольчук
эксперт Института энергетических исследований
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram