Когда произойдут антикоррупционные налоговые изменения?

Точка зору

Минфин подал в парламент пакет изменений в сфере налогообложения, призванный устранить ряд проблем, с которыми зачастую сталкиваются украинские предприниматели, и убрать существующие на сегодняшний день коррупционные риски в этой сфере. Речь о законопроектах №5132, 5368 и 5369. Надеемся, что депутаты их примут в ближайшее время вместе с бюджетом на 2017 г.
 
Хотел бы детальнее остановиться на законопроекте №5368, который нацелен именно на улучшение условий работы для отечественного бизнеса и может сыграть определяющую роль в процессе взаимодействия реального сектора экономики с фискальными органами.
 
Несколько важных организационных и не только моментов.
 
Мы фокусировали внимание на решении одной из основных проблем предпринимателей — упрощении администрирования.
 
Для подготовки проекта была создана рабочая группа, в которую вошли представители налогового комитета Верховной Рады, соавторы законопроекта №3357, бизнес-ассоциации, общественные эксперты и представители Государственной фискальной службы Украины.
 
Мы с самого начала сделали процесс максимально открытым, чтобы было учтено как можно больше предложений. Проводили десятки рабочих встреч, открытые консультации с бизнесом и общественными экспертами, несколько раз публиковали на официальном сайте Минфина рабочие версии документа для публичного обсуждения.
 
Наш совместный законопроект в целом поддержали Европейская бизнес-ассоциация, Всеукраинское объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса "Фортеця", Американская торговая палата, Украинская бизнес-ассоциация, Союз украинских предпринимателей, общественная платформа "Налоги для экономической свободы" (17 ассоциаций), Коалиция за либеральную налоговою реформу (15 ассоциаций), Торгово-промышленная палата, Рада бизнес-омбудсмена, а также объединение общественных экспертов "Реанимационного пакета реформ", в состав которого входят ведущие исследовательские центры и общественные организации.
 
Кроме того, что законопроект №5368 направлен на уменьшение давления на бизнес и способствует его развитию, он преследует еще одну очень важную цель — снижение коррупционной составляющей в отношениях налогоплательщиков и государства.
 
В частности, в проекте предлагается перенести электронные базы из ГФС в Минфин. Почему? Основная цель — устранить конфликт интересов. ГФС, если она работает как сервисная служба, не должна иметь никаких соблазнов и возможностей "влиять" на налогоплательщиков.
 
Также в проекте много внимания уделено действующей системе возмещения НДС. Она была не только способом кражи из бюджета миллиардов гривен, но и средством давления на предпринимателей. Законопроект №6358 предлагает создать единый реестр плательщиков НДС и обязать ГФС публиковать всю информацию о заявках на возмещение с конкретными сроками их погашения. Единый реестр поможет избежать дискриминации отдельных налогоплательщиков и создаст эффективный антикоррупционный механизм. Публичность информации о возмещениях усилит общественный контроль этих процессов.
 
Отмена налоговой полиции и создание Службы финансовых расследований — также очень важное антикоррупционное решение. Минфином был разработан отдельный законопроект, находящийся сейчас на согласовании в заинтересованных органах. Эта служба будет использовать совершенно другие, несиловые, подходы в работе. Там будут работать максимум 2,5 тыс. сотрудников, прошедших прозрачный конкурсный отбор. Есть большие надежды на положительный результат работы этой службы.
 
Если ставки не снижены, это не значит, что работать не станет легче.
 
Изначально Минфин заявлял, что не будет пересматривать ставки основных налогов. К слову, в прошлом году был снижен размер ЕСВ, и это позитивно. Но способствовало ли это решению основных проблем предпринимателей? Нет. На встречах с Минфином представители бизнеса спрашивают не о ставках, например, НДС. Они сетуют на проблемы с его возмещением. Поэтому сейчас наша задача заключается именно в том, чтобы обеспечить прозрачность и легкость администрирования налогов.
 
Предприниматели очень устали от частых изменений в налоговой сфере. Важно, чтобы бизнес почувствовал стабильность, заинтересованность государства в его росте. Это очень важный элемент для дальнейшего развития страны в целом. Необходимо понимать, что только шаг за шагом, принимая соответствующие решения и реализуя их на практике, мы сможем создать наиболее сбалансированную и оптимальную налоговую систему.
 
Законопроект №5368, подготовленный Минфином вместе с депутатами, общественными экспертами, бизнесом, как раз нацелен на то, чтобы убрать эти камни преткновения и решить много очень важных проблем.
 
Сейчас слово за парламентом.

Евгений Капинус

Новини

24 Березня 2025

Дніпроспецсталь розглядає ліквідацію через збитки у 2024 році

Інтерпайп створив унікальну патронатну службу для підтримки військових та їхніх родин

У Китаї металурги отримають компенсації за закриття старих заводів

Припинення вільної торгівлі з ЄС у червні може стати ударом для економіки України 

Експорт чорних металів з України впав на 20% у січні-лютому

Україна скоротила експорт залізорудної сировини на 1,2% у 2025 році

Експерти підвищують прогнози зростання цін на основні метали

Китайська HBIS співпрацює з Vale для просування декарбонізації сталі

Український бізнес подав 201 заявку на гранти для переробних підприємств

Нідерланди внесуть до Фонду підтримки української енергетики України 65 млн євро

21 Березня 2025

Китай різко скоротив імпорт товарів і авто зі США через торгівельну напругу

Інвестори в зелену енергетику закликали державу покращити умови оподаткування галузі

США прагнуть включити в угоду з Україною про копалини контроль над АЕС 

Ціна міді досягла максимуму за 5 місяців через побоювання щодо мит Трампа

Єврометалургія під загрозою: EUROFER вимагає рішучих кроків

POSCO відмовилась від своєї частки в японській Nippon Steel

ВСІ НОВИНИ ⇢