Еще три года назад власти утверждали, что украинцы – мудрый народ, а теперь чего-то помалкивают

Точка зору

Когда оказывался в помещении обанкротившегося банка, то невольно останавливал себя на том, что вот еще недавно здесь кипела финансовая жизнь, формировалась чья-то кредитная история, шуршали купюры различных валют. И вдруг! Все – ни души в опустевшем операционном зале и уютных кабинетах, лишь валяются на полу потерявшие ценность помятые бумаги. Да, это они – жесткие реалии украинского банкопада с нарастающей безработицей "белых воротничков", имевших довольно высокие зарплаты на работе с чужими деньгами. Сколько их оказалось на улице?

По оценке руководителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Ворушилина, в неплатежеспособных банках остались без работы 45 тыс. специалистов. Поэтому именно в эти январские дни очень хочется верить, что с гривной все будет хорошо и неправы те, кто говорит об очередном витке девальвации. Получается, как вчера мне сказал коллега, вся надежда на НБУ и его банковские зачистки? Да, обанкротил он около 70 банков. Вот только вкладчики неплатежеспособных банков сильно волнуются, хватит ли на всех денег в Фонде гарантирования вкладов физических лиц.

Никто и не думал, что будет легко получить вкладчикам суммы хотя бы до гарантированных 200 тыс. грн, без жесткого сопротивления не обходилось практически ни в одном обанкротившемся банке, активы которых почему-то до сих пор продаются очень медленно и с большими дисконтами. Судите сами, на аукционах Фонда гарантирования вкладов цена не растет, здесь обычно лишь вниз торгуют и на этом делают огромный бизнес на десятки и даже сотни миллионов.

Здесь главное – держать руку на пульсе инсайдерской информации и точно оценивать спрос и предложение. И, конечно, есть в этом деле с покупкой активов неплатежеспособных банков так называемые схемы поинтереснее, но, правда, и рискованнее гораздо. Ключевой актив банков-банкротов, который выставляется на торги бирж Фондом гарантирования вкладов, – это право требования долгов. Ведь банки не только своим вкладчикам должны, а и банкам их заемщики тоже должны. Как будет расшиваться эта тяжелейшая во всех отношениях ситуация на украинском финансовом рынке?

К тому же в прошедшем 2016 году группы влияния на Кабмин и НБУ нас использовали по-разному в качестве способов и средств достижения своих целей. И в начавшемся 2017 году будет то же самое. Ведь наши финансовые власти самостоятельно мыслить не умеют, тем более не способны на разработку собственных национальных программ выхода из этого затяжного кризиса в банковской системе. Причем снова по полной программе банкиры и политики будут обрабатывать доверчивых и терпеливых вкладчиков коммерческих банков, и с разных сторон. Правда, если еще пару-тройку лет назад политики при власти постоянно твердили, что украинский народ самый мудрый и дальновидный, то теперь об этом – ни слова, даже в текстах праздничных приветствий. Успокаивает лишь то, что в конце 2016 года весь самый грязный компромат на украинских политиков-коррупционеров выпустили в публичное пространство стран Евросоюза и США.

Это совершенно однозначный сигнал для нашего истеблишмента. Итак, рычаги воздействия на проворовавшихся политиков и покинувших Украину топ-менеджеров лопнувших банков ярко и красноречиво показали на Западе, что в 2017 году они будут обязательно использованы. И теперь не знаю, то ли гражданам добиваться от Генпрокуратуры, чтобы по закону начали осуждать отдельных собственников и топ-менеджеров неплатежеспособных банков, то ли добиваться, чтобы им дали госохрану. Потому что тысячи людей, на самом деле, потеряв свои кровные, готовы пойти на многое. Это та самая атмосфера ненависти, которая постоянно растет.

Однако почему-то не говорим, что мерило нравственности, за которое боролись на Майдане, резко покосилось. Кто виноват? И что делать? Пока все молчат. А людям важно знать, какую экономику и банковскую систему строит Кабмин и Нацбанк и к каким последствиям это приведет? А научившись залезать в госбюджет и кошельки людей, наши отдельные политики и банкиры стали применять эти эффективные технологии для проникновения в мозги украинцев. И никто этого давно не стесняется и не скрывает, всё покупается и продается, как в большом финансовом супермаркете. Поэтому здесь можно легко купить как ненужную услугу, так и чудовищную ложь.

Интересно, когда же наши люди, грубо говоря, научатся фильтровать все то, что видят и слышат?! Надо честно сказать, мы такими сделали банкиров и политиков, мы им позволили такими стать. Вспомните, под семью Януковича было выстроено все: и финансовая система, и фискальная служба, и система кредитования, и прочее, прочее. Состоялся Майдан. Следовательно, нужно было менять эти правила с пересмотром всех старых обязательств в соответствии с новыми правилами. Так вот, кто и когда начнет менять правила, не на словах, а на деле проводить реформы в банковской системе, перестанет лишь вбрасывать для обсуждения злободневные темы?! А сейчас я только могу порадоваться за национализированные и государственные банки.

Стоимость фондирования их равна нулю, а все убытки беспроцентным и самым бессовестным образом закрываются за счет средств госбюджета, т.е. за счет нас, налогоплательщиков. Хорошо, что налогоплательщики у нас супертерпеливые и с достоинством выносят все измывательства над собой. Поэтому финансовые власти в ручном режиме продолжают процесс огосударствления банковской системы. А дальше – тоталитарное государство с огосударствленным банковским сектором, куда будут закачиваться "бесплатные" бюджетные средства и списываться все долги приближенных к власти. Словом, средний класс просто вгоняют в бедность.

Не проморгал ли НБУ новую и более мощную беду, которую потом ничем не поправить? Очень важно, чтобы обе стороны – власть и народ – говорили правду друг другу, в том числе финансовую. Мало кто знает, а тем более понимает, что частного капитала в Украине предостаточно, чтобы активно развивать реальный сектор экономики и строить новую архитектуру финансового рынка страны (без помощи кредитов МВФ).

У финансово состоятельных граждан около 80 млрд в иностранной валюте и 283 млрд гривен. Как эти деньги направить на инвестиции? Поверьте, инвестиционный бизнес все это будет делать за свой счет, финансовая поддержка из госбюджета не нужна. Активы сегодня настолько упали в цене, что, особо не напрягаясь, на одну привлеченную гривну возвращать через 1,5-2 года можно 5-8 гривен. Главное – дать стимулы для развития в Украине внутреннего рынка коллективного инвестирования с корпоративными и паевыми инвестиционными фондами, для усовершенствования банковской системы.

Наконец-то, сделать основной задачей Фонда гарантирования вкладов – продавать активы неплатежеспособных банков максимально дорого – не для себя, а для пострадавших вкладчиков. Для этого дирекции Фонда надо провести отбор финансовых консультантов, которые будут работать на нашем украинском рынке в соответствии со стандартами американских финансовых консультантов-подрядчиков Федеральной корпорации по страхованию депозитов США.

Попытка внедрить передовой опыт работы американских финконсультантов в практику деятельности Фонда гарантирования вкладов принесет достаточно быстрый и осязаемый результат, который можно было бы привести в качестве доказательства того, что реформы в банковском секторе Украины успешно начались. Уверен – получится, было бы желание дирекции Фонда. Здесь я оптимист.

Александр ГОНЧАРОВ

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢