Водители, готовьте кошельки: Как еврореформы МВД отразятся на автовладельцах

Точка зору

Вопрос безопасности движения при значительном увеличении количества дорожно-транспортных происшествий, травмировании лиц и смертности на дорогах Украины вряд ли оставит равнодушным любого из граждан.

Изменения, которые анонсируют в последнее время должностные лица различных министерств и ведомств на пути к евроинтеграции, вроде бы должны вызывать только поддержку со стороны "благодарного" населения. Но "не так сталося, як гадалося" — говорит украинская мудрость.

Последние инициативы (особенно Министерства внутренних дел) водителями и автовладельцами вообще воспринимаются, мягко говоря, сдержанно. Чего только стоили предложенные ранее изменения относительно видеофиксации нарушений правил дорожного движения и анонсированное возвращение технического осмотра транспортных средств. Они вызвали настоящую бурю протестов. А на фоне провальной реформы правоохранительных органов недоверие автовладельцев к предложенным изменениям вполне понятно.

И дело здесь не только в том, что мы привыкли подозревать всех, кто осуществляет контроль за безопасностью движения, в коррупции и взяточничестве. По нашему мнению, проблема здесь больше в однобоком и не всегда понятном выборе методов реализации нововведений, в том числе и на пути к евроинтеграции, и часто в откровенном перекладывании расходов, направленных на проведение реформ, на плечи рядовых граждан.

За водительскими правами — раз в 5 лет?

Изменения, которые недавно были обнародованы заместителем министра внутренних дел по вопросам европейской интеграции Анастасией Деевой в сети Facebook, об установлении сроков действительности водительских удостоверений в пределах от 5 до 15 лет, вызвали активное обсуждение граждан. В комментариях наблюдается нешуточная обеспокоенность такими нововведениями рядовых водителей и владельцев автотранспорта.

Сейчас водительские права в Украине имеют срок годности 30, 50 лет или же вообще бессрочные. Но по требованиям Директивы 2006/126/ЕС, имплементация которой проводится Министерством внутренних дел Украины в рамках "Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны", должны быть установлены новые сроки: от 5 до 15 лет, в зависимости от категории транспорта. Цель такого ограничения их действия — периодическая проверка соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям.

Руководитель Главного сервисного центра МВД успокаивает: поскольку закон обратного действия не имеет, "счастливчики", которые на момент вступления в действие новых правил будут иметь водительское удостоверение со сроком 30, 50 лет и бессрочные — смогут пользоваться удостоверением соответственно до указанного в них срока.

Попробуем разобраться, что на самом деле происходит. Являются ли действия Министерства внутренних дел в действительности направленными на исполнение Директив ЕС? Может это ничто иное, как очередное проявление популизма, что несет за собой немалые риски.

Директивы ЕС: как всегда начинаем с конца

Действительно, согласно указанной Директиве, необходимо провести ряд мероприятий, в том числе и привести к нормам ЕС водительские удостоверения. Среди прочего, директивой предусматривается:

  • приведение к европейским нормам возраста водителей, разрешенному для допуска к управлению определенными категориями транспортных средств;
  • гармонизация категорий и подкатегорий транспортных средств;
  • введение микрочипа как составной части удостоверение водителя.

И вроде всем понятно, что предложенные изменения необходимо вводить. Но, возникает логичный вопрос в духе известного героя советской кинокомедии: "За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?". Готово ли государство, а в основном сами автовладельцы к очередным расходам (необходимость уплаты за экзамены и получение удостоверений, получение медицинских справок о состоянии здоровья, изменение процедуры экзамена водителей, усиление ответственности автошкол, введение видеофиксации процесса сдачи экзаменов, подготовка и введение пластиковых удостоверений с вмонтированными в них микрочипами и т. д.)? И это не учитывая возможную коррупционную составляющую вопроса.

Здесь стоит вспомнить, что только изменения относительно видеофиксации нарушений правил дорожного движения, по мнению министра внутренних дел, нуждаются в около 1,5 млрд долларов.

Сколько инвестиций "потянут на себя" другие новые предложенные изменения? Являются ли эти инвестиции приоритетными в настоящее время? И почему государство постоянно пытается провести изменения за счет населения (в данном случае водителей и автовладельцев)?

Следует отметить, что Директива 2006/126/ЕС, как и другие, была принята для действующих государств-членов ЕС. Но Украина пока не является таковым. Понятно, что мы должны двигаться в этом направлении, но согласитесь, приоритетным должно быть выполнение требований самого "Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны". А оно прежде всего предусматривает:

– расширение и укрепление сотрудничества в области транспорта с целью содействия развитию стабильных транспортных систем;

– содействие осуществлению эффективных и безопасных транспортных перевозок, а также интермодальности и оперативной совместимости транспортных систем; приложение усилий для усиления основных транспортных связей между территориями Сторон (Глава 7, ст. 367 Соглашения);

– содействие реструктуризации и обновлению транспортного сектора Украины и постепенной гармонизации действующих стандартов и политики с существующими в ЕС.

Сотрудничество между Сторонами подразумевает также улучшение движения пассажиров и грузов; рост текучести транспортных потоков между Украиной, ЕС и третьими странами региона за счет устранения административных, технических, пограничных и других препятствий; улучшение транспортной сети и модернизации инфраструктуры, в частности на главных транспортных магистралях, соединяющих Стороны. Это сотрудничество включает и меры, направленные на упрощение пересечения границ (Глава 7, ст. 368 Соглашения).

Возникает вопрос: смена существующих водительских удостоверений (которые, кстати, действительны на территории ЕС) важнее приведения к стандартам и уровню ЕС автомобильных дорог, пунктов пограничного пропуска, разметки, транспортных развязок, эффективных и безопасных транспортных перевозок, разумной логистики, дорожных знаков, светофоров и т. д.?

Кажется, что в данном вопросе Министерство внутренних дел "ставит телегу впереди лошади". Или на реконструкцию дорог и приведение их к европейскому уровню не нужны деньги?

Возвращение техосмотров = возвращение коррупции?

Еще одной "приятной" новостью для водителей стало возобновление обязательного техосмотра для всех категорий авто. Эта инициатива анонсировалась в рамках имплементации Директивы ЕС/40/2009. Речь идет об общем техосмотре, который в странах Евросоюза был введен с начала 2015 года на все автомобили. Кабмин должен был бы вернуть техосмотр на территории Украины не позже 1 января 2017 года, но соответствующий законопроект до сих пор находится на доработке. В Министерстве инфраструктуры Украины сообщают, что обязательный техосмотр вернется не раньше, чем через два года (начиная с 2019 г.).

Ранее техосмотры проводили работники органов внутренних дел – МРЭО и ГАИ. Теперь такое право делегируют частным СТО с необходимостью получения соответствующей лицензии от Мининфраструктуры. Техосмотр не будут проходить новые автомобили в первые 4 года эксплуатации, а для остальных транспортных средств эту процедуру введут раз в 2 года.

Напомним, при прошлой власти техосмотр отменили из-за того, что он был источником коррупции. Пока не понятно, каким образом и на каких основаниях будут получать лицензии СТО, и какими критериями будут руководствоваться государственные органы при их выдаче. Мы снова получаем путь к коррупции через возможность "дать взятку за лицензию". И эта коррупционная составляющая, соответственно, будет заложена в стоимость услуг, то есть техосмотра. Возникают определенные сомнения относительно честности и прозрачности проведения таких осмотров, за которые автовладельцам придется платить из собственного кармана.

"Бумажные" реформы

При рассмотрении предлагаемых изменений в рамках выполнения Директивы также интересен следующий момент: соответствует ли нормам ЕС подготовка работников органов внутренних дел, особенно лиц, которые будут принимать экзамены и выдавать новые водительские удостоверения.

Люди все больше понимают, что реформа правоохранительных органов была сведена к популистским мерам, отчетам на бумаге. Коренных изменений, несмотря на затраченные значительные усилия и средства, на самом деле не произошло. Не произошло изменений и в реальном положении на дорогах страны: количество дорожно-транспортных происшествий в 2016 году выросло на 11,6% по сравнению с предыдущим годом.

Стоит также упомянуть, что за два года существования патрульной полиции с их участием совершено значительное количество ДТП, разбиты около 500 выделенных им "Приусов". Которыми, кстати, их комплектовали за счет других подразделений полиции.

Как будет оцениваться их подготовка? Каким образом и через сколько лет они должны будут подтверждать свое профессиональное состояние и состояние своего здоровья?

Люди не доверяют предложенным нововведениям потому, что не наблюдают действительных изменений к лучшему в самой системе Министерства внутренних дел: реформы очень напоминают сюжет известной басни И. Крылова "Квартет".

Государству следует задуматься, каким образом вернуть доверие своих граждан. Для этого сначала нужно действительно сделать какие-то шаги навстречу народу, облегчив и без того нерадостное существование, а не постоянно заглядывать в его карман.

Пресс-служба ОО "Публичный аудит"

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢