Жить по-новому. Почему Лютер немцев сделал богатыми, а Хмельницкий украинцев – бедными

Точка зору

Недавно этим вопросом задался журнал The Economist, который не мог пройти мимо 500-летнего юбилея издания Мартином Лютером своих знаменитых 95 тезисов, которые он по легенде приколотил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году. Благо к тому времени стартап другого немца, Йогана Гутенберга, уже сделал печать общедоступной. Немцы начитались, наслушались призывов Лютера и решили жить по-новому. Христианский мир еще раз раскололся и на свет появились протестанты.

В этом году, в Германии вас на каждом шагу будет встречать портрет знаменитого монаха с двойным подбородком, пишет The Economist. Впрочем, значение Лютера в современной Германии уже не столько богословское. После стольких усилий по разделению церкви и государства, не говоря уже об официальном атеизме в социалистической Восточной Германии, немцы не особенно религиозны, но реформация уже не только в Боге.

Лютер сформировал язык, менталитет и образ жизни, характерный для современных немцев. Да, десятилетиями страна была расколота кровавой конфессиональной рознью, но в конце концов, после войн и резни между протестантами и католиками, немцы сначала пришли к выводу, что чья власть, того и вера, а затем несколько успокоившись, решили, что свобода совести важная вещь и имеет право на существование.

Сегодня в Германии по 30% протестантов и католиков, а остальные 35% говорят, что нерелигиозны вообще. Казалось бы ничья? Никак нет. Как отмечает немецкая журналистка Кристин Айхель автор книги "Deutschland, Lutherland", в XIX веке, когда Пруссия объединила германские княжества в одно государство протестантизм лютеранского образца выиграл культурную войну. "Многое из того, что раньше было типично протестантским мы воспринимаем сегодня как типично немецкое", – говорит Кристин Айхель.

Взять хотя бы эстетику. Для Лютера она, как и все остальное, серьезный вопрос. Он считал, что христианам было гарантировано спасение через Иисуса, но, при этом, отнюдь не автоматически. Христианин обязан жить таким образом, чтобы заслужить это. Поэтому чрезмерная роскошь и позолота католического храма (что уж тут говорить о православии) будут отвлекать его от аскетизма и работы с собственной совестью. В результате германская архитектура приобретает строгость и простоту, более того, Кристин Айхель пишет, что протестантское влияние четко ощущается даже в стилях мебели IKEA (привет от лютеранской Швеции).

Скромность в одежде, офисе, декоре и привычках питания германского канцлера Ангелы Мерель также выросли не на пустом месте, она, как ни как, а дочь протестантского пастора. Бывший президент Германии Иоахим Гаук вообще сам протестантский публицист и пастор. При политиках с таким менталитетом ничего похожего на парижский лоск и уж тем более роскошь православной Москвы, в Берлине представить невозможно. В своем отвращению к визуальному орнаменту и внешним проявления роскоши Лютер был не одинок и разделял его с другими протестантскими реформаторами. Но, в отличие от них, любил музыку. И если для швейцарского протестанта Жана Кальвина музыка это чувственный соблазн, дьявольское искушение, то для Лютера она была боговдохновенным оружие против дьявола. Он истово хотел, чтобы верующие пели вмести и в церкви и дома. 

На сегодняшний день Германия имеет 130 финансируемых государством оркестров, что больше, чем в любой другой стране. И концерты и музыка, неотъемлемая часть как светской и религиозной жизни современной Германии.

Еще одно наследие Лютера – колоссальный книжный рынок Германии. Как отмечает The Economist Германия 17-я в мире страна по количеству населения, но при этом немецкий книжный рынок второй в мире, сразу после американского. В общем, после того как Лютер перевел Библию на немецкий язык, он хотел, чтобы каждый, мужчина или женщина, независимо от того богатый или бедный, должны прочитать ее. В результате, сначала протестанты стали более грамотными, чем католики, а затем все немцы стали книжниками.

Ну, и наконец, центральная тема – немецкое отношение к греху и долгам. Если католики (как и православные) освобождаются от грехов после каждой исповеди, то для протестантов это моральный императив, процесс покаяния бесконечен (во всяком случае – до завершения земного существования). От долгов, католики и православные, также могут освободиться, правда, глубоко и искренне покаявшись. Во время экономического кризиса 2008 года сначала южным, католическим землям Германии пришлось выдерживать лекции по жестокой экономии от самого лютеранского министра финансов Германии Вольфганга Шойбле. Немцам-католикам было непросто, но каково же было православным грекам? По православной традиции они давно готовы были покаяться, списать долги и снова зажить легко и счастливо наслаждаясь радостью жизни подаренной создателем, вместо этого немецкая методичность и требование заплатить по долгам отравили им существование на долгие годы.

Отношением к деньгам, как и к музыке, Лютер также отличался от других реформаторов протестантского лагеря. Это, впрочем, не новость, еще в 1904 году, когда Макс Вебер писал знаменитую "Протестантскую этику", где отмечал различия лютеранства и его ближайших родственников, кальвинизма и американского пуританизма. Кальвин, рассматривает способность человека стать богатым, как знак того, что Бог предопределил его, чтобы спастись. Для Лютера христиане были уже спасены (хотя при этом каждодневного труда и молитвы никто не отменял), а богатство было под подозрением. Вместо того, чтобы накапливать его, христиане должны работать для своей общины, а не только на себе. По Лютеру не столько прибыль, но перераспределение была цель. Как пишет The Economist "лютеранский социализм" находит свое выражение в светском государстве всеобщего благосостояния, как в Германии, так и в Скандинавии.

Кристин Айхель говорит о "подкожном" наследии Лютера, которое проявляется в жизни немцев на каждом шагу, даже в деятельности страхового рынка и инвестициях.

Немцы, и особенно лютеране, покупают больше страховок жизни, но меньшее инвестируют в акции, в частности и из-за того, что Лютер не верил, что заработок без работы, это благо. Зато, Лютер всегда и везде настаивал на соблюдении принципа и порядка. В результате, в современной Германии религиозные принципы проявляются даже на уровне сортировки мусора. Немцы свято отделяют мусор по цвету стекла и являются чемпионами мира по раздельной утилизации (65% всех отходов).

Статья The Economist о Лютере в Германии наводит на определенные размышления об украинских поисках успеха и страданиях на пути реформирования. В XVI и XVII веках Украине не были чужды реформаторские порывы и религиозные поиски, которые, как и в Германии, завершились серией войн и кровавой резней. Только в отличие от немцев основания новейшей украинской идентичности заложил не взбунтовавшийся монах и переводчик Библии Мартин Лютер, а вольный казак, полководец и борец за православную веру Богдан Хмельницкий.

И если немцы после религиозных воен пришли к свободе совести, пониманию личной ответственности перед Богом за результаты жизни, а также религиозному отношению к долгам, которые обязательно надо платить, то в Украине получилось наоборот. От религиозных свобод XVI века уже в начале второй половины XVII не осталось и следа (как и от иноверцев). Доминирующим стало православное отношение к жизни вообще и труду в частности. А для православного человека, земная жизнь не имеет особой ценности сама по себе – это только приготовление к жизни вечной, так что особо увлекаться порядком, обустройством улиц и городов, а также сортировкой мусора не стоит, все равно это все тлен и суета. "Как бы ни были разнообразны виды протестантства они были согласны между собою в том, что тянули к земле… Одна восточная церковь оставалась путем к неземному", – писал Николай Костомаров.

Зато житейские тяготы воспринимаются куда проще, есть надежда когда-то в стратегической перспективе обрести лучшею жизнь. В бренном мире надо терпеть, приспосабливаться, либо по казацкой традиции бунтовать. 

Приспосабливаться можно самыми разнообразными способами. В том числе подношениями и подарками нужным людям, которые по недоразумению называют нынче "взятками". Сомневающиеся могут перечитать гениальную "Энеиду" Ивана Петровича Котляревского. Нравы казацкой старшины, так сказать, квинтессэнция украинского национального бытия, там представлены просто блистательно. И без взятки, извините, подношения, нужному человеку, там не делается вообще ничего. Так что, ничего не попишешь – традиция…

Наши роскошные храмы с блистательными мозаиками и росписями, тоже следствие давнего исторического выбора. Протестантской суровости нет даже в греко-католической церкви, которая как ни крути, а все равно "восточная" в своей основе.

Роскошный декор, икона, золото – из такой традиции точно не получится Ikea. В общем, как ни крути, а немцев из украинцев не сделаешь, как бы этого не хотелось некоторым модным реформаторам. Это, кстати, не плохо и не хорошо, просто примеряясь к реформированию надо помнить о том, с кем имеешь дело и если протестантизм Лютера ощущается в Германии на подкожном уровне, то и от православного наследия и традиций казачества в Украине спрятаться невозможно. Даже если всем вдруг захочется перейти в протестантизм. Хотя, возможно, это был бы самый простой путь к реформам и победе над коррупцией.

В свое время знаменитый французский историк Фернан Блодель размышляя о причинах проигранной поражения Франции в борьбе за мировую гегемонию против Британии, отмечает, что французы проиграли задолго до  Ватерлоо, до потери Канады. Историк склонялся к тому, что судьба Франции как потенциальной морской державы №1 была решена тогда, когда гугеноты проиграли католикам борьбу за доминирование. Наутро после Варфоломеевской ночи, вместе с кровью адмирала де Колиньи и его офицеров Франция смывала в сточную канаву свои шансы на доминирование на море. Гонения на гугенотов во времена Людовика XIV, по большому счету, закрывали тему борьбы с Англией на море на равных. Дальше все было делом техники. У Ватерлоо герцог Веллингтон просто поставил жирную точку в затянувшемся споре. 

Вполне возможно Бродель заблуждался, а возможно был прав, определяя гражданскую войну во Франции и победу католиков на гугенотами как важнейший фактор решивший судьбу мирового гегемона. В любом случае, основания нынешнего богатство и влияние любой страны закладывались давно и исправить что либо за две-три недели (и даже за 2-3 года) невозможно. Куда продуктивнее подумать о том, как сегодня создать предпосылки для будущего успеха. И как мы можем убедиться и на своем, и на немецком опыте состоят они зачастую из вещей нематериальных, но тем не менее, определяющих.    

Петр БИЛЯН

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢