Какие шахты закрывать?

Точка зору

С большим интересом прочел в «Зеркале недели» две «спорящие» друг с другом статьи о проблемах угольной промышленности. И захотелось, хоть и с опозданием, поискать истину в споре двух уважаемых авторов. Оба автора считают, что положение в угольной промышленности сложное — роста добычи не наблюдается, а рост дотаций есть, к тому же большой. А вот решение этой проблемы видится авторами этих статей по-разному. Так, А. Притыка видит его в закрытии шахт и в приватизации. В то же время А. Горобец — в развитии отрасли, в том числе и за счет дотаций. В отношении же приватизации его позиция представляется не столь неопределенной — он не «против», но создается впечатление, и что не «за».
В этом материале рассматривается только вопрос закрытия шахт. В пользу подобного решения проблемы говорит их возрастающая убыточность и, соответственно, рост дотаций. Видимо, с этим следует согласиться при условии, если убыточность определена в перспективных ценах на уголь, расходуемые материалы и используемое оборудование.
При этом следует учесть следующее. Во-первых, закрытие шахт в первый момент обязательно приведет к сокращению добычи и предложения угля. А в условиях рынка — это спровоцирует рост цен на уголь. Что и следует иметь в виду при решении этой проблемы.
Во-вторых, безусловно следует закрыть шахты с отрицательной добавленной стоимостью (ДС<0), так как у них не хватает денег даже на выплату хоть какой-нибудь зарплаты. Это случай «проедания» ранее созданной стоимости, продукции. Грубо говоря, это случай, когда мы посадили 3 кг картошки, а собрали — 2 кг. В этом случае лучше ничего не делать и иметь 3 кг, чем что-то делать и получить в результате 2 кг.
В-третьих, если ДС>0, а прибыль<0, то здесь, в свою очередь, возможны два варианта. Первый: шахтеров с закрываемых шахт можно где-нибудь устроить на работу, тогда безусловно следует закрывать такую шахту. Второй вариант: если нельзя сразу устроить шахтеров на работу, то лучше пусть они работают и создают хоть и небольшую, но ДС, чем уволить шахтеров и платить им пособие по безработице из чужой ДС. Но такие шахты могут быть кандидатами на закрытие по мере создания новых рабочих мест.
В-четвертых, чтобы обосновать убыточность шахт в разных случаях, необходимо провести балансировку и оптимизацию спроса на уголь и его предложения на перспективу. Не обязательно до 2030 года, а например, на ближайшие пять лет. Это особенно важно с учетом того, что прежние государственные целевые программы из рук вон плохо выполнялись. Шаг в этом направлении уже сделан — названа ориентировочная цифра добычи угля в 2030 году в 112 млн тонн. Правда, из статьи А. Горобца непонятно, как, каким методом это сделано. Думается, что объем добычи определен Министерством угольной промышленности двумя методами: экстраполяции и экспертных оценок (знаменитый метод «пол — потолок»). Более точно определить обоснованные перспективные объемы добычи можно было бы, подключив к этому делу всю вертикаль управления от шахты до Минуглепрома, а также крупнейших потребителей угля. И вначале сделать это хотя бы только для государственных предприятий, а еще лучше — сразу привлечь к этому расчету и частные, например, с помощью индикативного планирования.
При таком подходе на первом шаге шахты, исходя из действующих или прогнозируемых ими цен и максимизируя прибыль, должны определить вариант плана (прогноза) добычи угля. Эти данные затем будут использованы для прогноза добычи в объединениях (АО), а последние сообщат вариант добычи в Минуглепром. Министерство суммирует их, а если необходимо, то и уточняет объемы добычи угля с учетом своей информации, сравнивает ее со спросом и определяет дефицит или избыток угля по маркам на каждый из прогнозируемых периодов. Как определить спрос с учетом импорта и экспорта угля — это отдельный вопрос. Но, думается, что в данных условиях проще всего это сделать профильному министерству.
На втором шаге с учетом полученного расчетного дефицита (избытка) угля Минуглепром прогнозирует новые цены на уголь по маркам и периодам (так сказать, годам пятилетки).
На третьем шаге прогнозные цены сообщаются вниз по вертикали управления. И процесс повторяется до получения приемлемой сбалансированности спроса и предложения угля.
Замечу, что такой подход развит в работах трех лауреатов Нобелевской премии по экономике за 2007 год Л. Гурвица, Р. Майерсона и Э. Маскина. Они утверждают: «При таком механизме в каждом раунде любой субъект, наблюдая цены на все товары, определяет свои оптимальные объемы производства и потребления и сообщает их аукционисту; аукционист подсчитывает общие предложение и спрос и сообщает всем субъектам новый вектор цен на все товары, например повышая цены на товары с избыточным спросом. Общение между центром и субъектами прекращается тогда, когда ни на один товар нет избыточного спроса». Можно сказать, что в этом случае Минуглепром будет аукционистом. Некогда примерно таким аукционистом по всему народному хозяйству у нас был Госплан, который обеспечивал сбалансированность плана больше административными, нежели рыночными методами. Было бы неплохо использовать наш старый опыт, вдохнув в него новый дух. И начать это с Министерства угольной промышленности. В дальнейшем, учитывая сильную связь этого министерства с Минтопэнерго, этот опыт, в случае его положительных результатов, следует распространить на все энергетические ресурсы.
Понятно, что работа по определению и балансировке спроса и предложения угля предлагаемым методом на один или несколько порядков сложнее той схемы, по которой разрабатывались прежние государственные целевые программы или стратегии (концепции) по энергетике. Зато обещает значительно более обоснованные и точные результаты по определению объемов добычи угля, а следовательно, и по определению перечня шахт, которые нужно закрывать или открывать. Реализация указанного метода в известной степени упрощается благодаря наличию современной, быстродействующей и надежной информационно-компьютерной системы и особенно Интернета, о чем раньше приходилось только мечтать В. Глушкову при разработке Единой государственной сети передачи данных.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢