На холостом ходу. Как любимый проект Путина превращается в Немецкий тупик-2

Точка зору

Немецкие и австрийские компании – участники совместного с "Газпромом" проекта "Северный поток-2" – заявили о намерениях продолжать сотрудничество с Россией после введения США санкций против этого проекта. Голландцы и британцы пока думают, а вот французы уже заявили, что могут его покинуть.

На днях генеральный директор компании германская Uniper Клаус Шефер заявил, что будет поддерживать проект "Северный поток-2", поскольку считает его важным не только для российской и немецких компаний, но и для энергетическое безопасности Европы в целом. "Поверьте, мы работаем в энергетической отрасли уже десятилетия, мы – одна из крупнейших газовых компаний в Европе. Мы уверены, что можем оценить, что именно нужно европейскому рынку с точки зрения инфраструктуры и поставок", – сказал он.

Тем же тезисом о энергетической безопасности Европы подпирает свое мнение в поддержку и другой участник проекта "Северный поток-2" – австрийская компания OMV. 

Генеральный директор компании Райнер Зеле заявил, что компания в поддержке строительства еще одного газопровода в Европу зайдет так далеко, насколько это возможно.

Еще одним противником американских санкций, направленных против "Северного потока-2", выступил глава опять-таки германской компании Wintershall Марио Мерен. Он считает, что Европа и ее энергетические проекты – это не мяч для игры в геополитику: "Рамочные условия для сотрудничества в области энергетики и экономики между Россией и Европой определяют сами страны Европы, а не третьи страны", – сказал Мерен.

Наоборот, негерманские компании или более сдержаны в оценках будущего "Северного потока-2" или даже собираются паковать чемоданы, поскольку не верят, что после санкций со стороны США этот газопровод сможет быть построен и принести прибыль его участникам. Например, главный исполнительный директор нидерландско-британской Royal Dutch Shell Бен ван Берден весьма туманно высказался по поводу продолжения участия в "Северном потоке-2": "У нас есть обязательства по соглашению о финансовой модели проекта. Мы будем выполнять эти обязательства настолько хорошо, насколько это возможно". При этом Берден отметил, что компания пока не может оценить, как американские санкции отразятся на совместном с "Газпромом" проекте, но подчеркнул, что компания будет вынуждена учитывать их.

О возможной приостановке финансирования проекта "Северный поток-2" пока что заявила только французская компания Engie. 

"В случае если санкции будут применяться, Engie может остановить финансирование проекта, чтобы избежать санкций", – заявил гендиректор компании Пьер Шарейра.

Сформировавшееся германское лобби "Северного потока-2" легко объяснимо: в случае реализации этого проекта Германия получит еще больше газа напрямую из России, минуя сегодняшние основные страны-транзитеры – Польшу и Словакию. В результате цена голубого топлива для Германии еще больше снизится и она сможет вытеснить с газового рынка польские и словацкие компании. Это усилит стратегическое значение Германии на газовом рынке, а ее партнер Австрия превратится в центральный газовый хаб ЕС. Свои дивиденды от этого проекта получит и "Газпром" – у него будет еще больше лоббистских возможностей в Европе.

"Газпром" получил столь верных союзников в лице германских компаний не вчера. Еще несколько лет назад он вместе с российским руководством стал "прикармливать" европейский бизнес, давая ему возможность заработать на российских проектах или стать собственником российских компаний.

Например, в 2006 г. компания Wintershall стал первой немецкой компанией, которая начала добывать газ в Сибири, а в 2015-м она и "Газпром" обменялись активами, в результате чего "Газпром" стал единоличным владельцем компании Wingas (транспортировка, хранение и сбыт газа в Германии и Западной Европе), а Wintershall – владельцем 25% в проекте по разработке двух участков на Уренгойском нефтегазоконденсатном месторождении. 

В результате Wintershall владеет 50% в российских компаниях "Ачимгаз" и СП "Волгодеминойл", а также 24,99% – в компании "Севернефтегазпром".

Еще одни защитник "Северного потока-2" – концерн Uniper – также владеет активами в России. Ему принадлежит более 82% акций в российской компании "Юнипро", производящей электроэнергию на пяти тепловых электростанциях. Бизнес в России вела и OMV – в 2006-2010 гг. она владела долями в ряде компаний, которые имели лицензии на разведку и добычу нефти и газа в Саратовской области и республике Коми. И Shell зарабатывает на российских проектах – она владеет 27,5% в проекте добычи углеводородов "Сахалин-2", а также владеет долей в совместном предприятии "Салым Петролеум Девелопмент Н.В.".

Единственная компания из участников "Северного потока-2", которая не имеет большого бизнеса в России – французская Engie, которая как раз и готова покинуть проект нового газопровода в Германию. Не в последнюю очередь ее решение связано с тем, что она не увязла в российском бизнесе и не понесет финансовых убытков. Наоборот, в случае санкций против "Северного потока-2" именно участие в этом проекте несет определенные риски.

"Газпром" для продвижения своих интересов подкупает не только германский и австрийский бизнес, но и политиков. Например, бывший канцлер Германии и большой друг Владимира Путина Герхард Шредер после проигрыша на выборах в 2005 г. недолго оставался без работы – он занял руководящий пост в проекте "Северного потока", а теперь может войти и в руководство российской компании "Роснефть".

Несмотря на то что "Газпрому" удалось сформировать сильное нефтегазовое и политическое лобби в Германии, газовый бизнес в экономике Германии хотя и занимает одно из важнейших мест, но это не ее краеугольный камень.

И очевидно, что решение о поддержке или отказе от проекта "Северный поток-2" будет приниматься с учетом и других, кроме нефтегазового, факторов. Например, Германия будет тщательно просчитывать риски потерь во внешней торговле, если будет слишком рьяно отстаивать совместный с Россией проект.

А здесь цифра не в пользу России – объем внешней торговли Германии с Россией последние несколько лет стабильно сокращается и по итогам 2016 года был на уровне $40 млрд, из которых почти 18 млрд приходились на импорт из России нефти и газа. В то же время объем внешней торговли Германии с США как минимум вчетверо больше, и США при этом – стабильно в первой пятерке крупнейших торговых партнеров Германии. Поэтому Германия может считать, что "Газпром" ей друг, но отношения с крупнейшим внешнеторговым партнером все же важнее.

Александр СУКОВ

Новини

2 Травня 2024

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

ВСІ НОВИНИ ⇢