5 ошибок законопроекта О регулировании криптовалют в Украине

Точка зору
6 октября 2017 г. на рассмотрение Верховной Рады Украины внесен законопроект № 7183 "О легализации криптовалют". Авторами проекта стали трое народных депутатов из фракции "Народный фронт" Ирина Ефремова, Ирина Войцеховская и Игорь Котвицкий, а также депутат от "БПП" Иван Рыбак.

Представители IT-индустрии не принимали участие в разработке законопроекта, что сказывается на качестве документа. Проект № 7183 содержит рекордное количество ошибок, неточностей и противоречий, в связи с чем был подвергнут жесткой критике со стороны экспертов.

Определение криптовалют

Первое, что вызывает удивление — это определение криптовалюты.

В статье 1 законопроекта указано, что криптовалюта — это программный код (набор символов, цифр и букв), являющийся объектом права собственности, выступающий средством мены, сведения о котором вносятся и хранятся в системе блокчейн в виде данных (программного кода).

Если убрать из этого предложения все причастные обороты, то получится, что криптовалюта это программный код, существующий в виде программного кода. Очевидно, что смысловая нагрузка такого определения минимальна.

Кроме того, определение криптовалюты как компьютерной программы сужает суть виртуальных активов. К слову, MS Excel это тоже программа, работающая с электронными данными, однако, это не приравнивает ее к цифровой валюте.

Система блокчейн?

Авторы законопроекта указали, что "система блокчейн — децентрализованный публичный реестр", что противоречит законам логики, поскольку прилагательные "системный" и "децентрализованный" являются антонимами.

Кроме того, буквальный перевод термина "блокчейн" (англ. block chain: block — блок, chain — цепочка) говорит о том, что это не иерархическая система, а последовательная цепь. Информация, хранящаяся в блокчейне, существует как общая и постоянно сверяемая база данных. Не существует централизованной версии этой информации. Копии хранятся на миллионах компьютеров одновременно, и ее данные доступны для всех желающих в интернете.

Криптовалютный "кошик"

Спешка, а также "трудности перевода" привели к тому, что в последней редакции законопроекта "криптовалютный кошелек" был почему-то назван "корзинкой". Странно, почему авторы документа отмели варианты "криптовалютное ведро" или "бидончик".

Если пользуешься — значит майнер

В законопроекте понятия "пользователь системы блокчейн" и "майнер" имеют идентичное толкование. Согласно определениям оба используют систему блокчейн, поддерживают ее работу и совершают транзакции. Единственное отличие в том, что майнер получает вознаграждение за свои труды, а пользователь, по мнению депутатов, делает это бескорыстно.

Видимо, авторы законопроекта не вполне понимают значение слова "майнинг".

В проекте указано, что майнер "обеспечивает трудоспособность и безопасность системы блокчейн", но это не совсем так. Майнинг — это не техподдержка. Это, прежде всего, добыча криптовалюты. Простыми словами, это деятельность по созданию блоков транзакций с возможностью получения вознаграждения в форме единиц криптовалюты. Чтобы майнить, нужно решать разные математические задачи и обладать вычислительными ресурсами. Поэтому понятия "пользователь" и "майнер" нельзя отождествлять.

Контроль транзакций

В законопроекте указано, что криптовалютная биржа обязана мониторить все транзакции, обеспечивать идентификацию и персонификацию субъектов криптовалютных операций в порядке, установленном НБУ.

Эта норма также далека от реальности.

На сегодняшний день криптовалютная индустрия функционирует по всему миру, без участия какого-либо контролирующего органа или центрального банка. Транзакции и эмиссия осуществляются коллективно участниками сети, что позволяет проводить любые операции анонимно, без идентификации пользователя.

Среди прочих сюрпризов законопроекта: расширение полномочий НБУ, который теперь сможет регулировать не только денежные, но и бартерные правоотношения; "благословение" майнеров на использование арендованного оборудования; торговля ценными бумагами на криптовалютной бирже; обязанность каждого пользователя хранить и оберегать блокчейн.

Подводя итог, можно констатировать, что законопроект № 7183 писали гуманитарии, которые не вполне понимали суть описываемых явлений. Поэтому говорить о регулировании криптовалютного рынка пока преждевременно. Остается надеяться, что следующие попытки легализации будут более удачными.

Наталья Мисник

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢