Год в мазуте

Точка зору

Годовщину экологической катастрофы Украина встречает без грязных берегов, но абсолютно не готовой к новым происшествиям. Разлитые нефтепродукты собирали непрофессионально, перерабатывали долго, а оценить нанесенный ущерб не могут до сих пор.

В ночь с 10 на 11 ноября в результате сильного шторма в Керченском проливе затонули четыре судна: танкер «Волгонефть-139», сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель». Еще шесть сели на мель, а два танкера получили повреждения. В море вылилось около 7 тыс. т серы и 2 тыс. т мазута.

99% успеха

На сегодня в Керченском проливе собрано 6840 т песчано-мазутной смеси, из них 6452 т переработано. Остальное НПФ «Экоцентр» должна утилизировать до конца года. Это обошлось государству почти в 15 млн. грн.

«Технологически «Экоцентр» мог бы закончить работы к концу мая 2008-го, если бы не сложные бюрократические процедуры с финансированием переработки, – сказал в интервью «24» замминистра охраны окружающей среды Дмитрий Гурский. – Учитывая содержание мазута в смеси, можно утверждать: мы собрали 99% нефтепродуктов, вылившихся в Черное море. Так что главную задачу по ликвидации катастрофы мы выполнили».

С ним не согласны экологи. Работу украинских и российских властей они оценили неудовлетворительно.

Комиссии прозаседали целый год

«Основной вывод из этой катастрофы – ничто нас ничему не учит, – говорит замдиректора Национального центра обращения с опасными отходами Игорь Крайнов. – Если через проливы ходят суда, перевозящие опасные продукты, и эти корабли представляют определенную опасность, то должны были разработать комплекс мер, предупреждающий возникновение подобных ситуаций. Год прошел, а их нет».

С Крайновым согласен и президент общественной организации Крымской академии наук Виктор Тарасенко. «Необходимо было провести мониторинг состояния окружающей среды в зоне Керченского пролива, чтобы оценить ситуацию в регионе и определить ущерб, нанесенный окружающей среде. Мы направили министру программу мониторинга, определив, сколько средств нужно для исследования и пролива и, особенно Тузлы. Деньги небольшие: 2,5–3 млн. грн. Можно было бы иметь полную картину происходящего», – сообщил он «24».

Минприроды же надеется на межгосударственную комиссию, которая и должна разработать нечто наподобие того, что предлагают эксперты. Правда, все шесть ее заседаний оказались безрезультатны.

В России виновных не нашли, в Украине – не искали

Тем временем следствие по расследованию ЧП в Керченском проливе, проводимое в России, приостановлено. Изначально было возбуждено три уголовных дела: по факту загрязнения окружающей среды и по статье «халатность» – в отношении капитана порта «Кавказ» (объединены в одно производство), а также в связи с гибелью восьми из одиннадцати членов экипажа «Нахичевани».
Первые два закрыли, из-за отсутствия в действиях подозреваемых состава преступления: у тех якобы не было умысла на загрязнение морской среды (напомним, в тот день в Черном море бушевал шторм). Третье дело приостановлено в связи с тем, что не было установлено местонахождение капитана «Нахичевани» – он числится без вести пропавшим.

Но если в России хотя бы попытались найти виновных катастрофы и взыскать с них штраф, то отечественный Минюст до сих пор помогает МИДу составлять список претензий к российской стороне и владельцам судов. Соответствующий же мониторинг состояния окружающей среды в загрязненной зоне так и не проводился, уверяют эксперты.

Сумму ущерба, нанесенного окружающей среде, в Минприроды подсчитали, но до официального предъявления претензий владельцам затонувших судов и России называть отказываются. «Давайте дождемся окончания работы украинско-российской рабочей группы и принятых решений. Сразу после катастрофы в прессе назывались разные спекулятивные цифры, вплоть до $1,5 млрд., я же этого делать не хочу», – сказал Дмитрий Гурский.

ВОССТАНОВИТЬ ЗА 5 ЛЕТ

По словам Гурского, загрязнение моря мазутом нарушило естественный баланс флоры и фауны региона. На его возобновление необходимо 4–5 лет. За этот период пройдет самовосстановление экосистем, и лучше в эти процессы не вмешиваться, дабы не навредить.

«Восстановить биоразнообразие Черного и Азовского морей в условиях существующего техногенного пресса на их экосистемы вряд ли возможно, – сокрушается координатор российской общесственной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха. – Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, наложить мораторий на дальнейший рост перевалки опасных грузов, принять эффективные меры по снижению сброса в моря широкого спектра загрязнений».

«Все аварии – это стандартные, легко прогнозируемые ситуации. Если идет состав с желтым фосфором, есть вероятность, что он перевернется. Правильно? Если постоянно курсируют суда, и все они старые – тоже есть. Поэтому если завтра произойдет шторм, то все повторится, причем еще в худшем варианте. Поскольку ко всему прочему добавляется еще и политическая нестабильность», – сетует Игорь Крайнов.

Новини

12 Липня 2024

В українських ПСГ накопичено 9,7 млрд куб м газу

Україна втратила майже всю маневрову генерацію – Зеркаль

Продажі сталі в Італії у I півріччі впали на 15%

Будівництво євроколії до Ужгорода так і не розпочалось

В Англії збудують електростанцію, що працює на водні

Уніфікація тарифу на розподіл електроенергії призведе до дискримінації великих промспоживачів

ВВП України у червні зріс на 1,1%

ООН вимагає від РФ терміново повернути Україні ЗАЕС

Відкриття Миколаївських портів допоможе диверсифікувати експортні вантажопотоки

До Конгресу США внесли законопроєкт про викиди вуглецю за прикладом європейського CBAM

Китай прискорює перехід на зелену сталь

Сьогодні через рекордну спеку енергетики збільшать тривалість відключень

Частка збиткових вугільних підприємств у Росії перевищила 52%

Державний титановий комбінат відновив видобування руди

Світовий попит на морські контейнерні перевезення у травні досяг історичного максимуму

Мін’юст подав позов до ВАКС про застосування санкцій до російського олігарха Усманова

ВСІ НОВИНИ ⇢