Год в мазуте
Точка зоруГодовщину экологической катастрофы Украина встречает без грязных берегов, но абсолютно не готовой к новым происшествиям. Разлитые нефтепродукты собирали непрофессионально, перерабатывали долго, а оценить нанесенный ущерб не могут до сих пор.
В ночь с 10 на 11 ноября в результате сильного шторма в Керченском проливе затонули четыре судна: танкер «Волгонефть-139», сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель». Еще шесть сели на мель, а два танкера получили повреждения. В море вылилось около 7 тыс. т серы и 2 тыс. т мазута.
99% успеха
На сегодня в Керченском проливе собрано 6840 т песчано-мазутной смеси, из них 6452 т переработано. Остальное НПФ «Экоцентр» должна утилизировать до конца года. Это обошлось государству почти в 15 млн. грн.
«Технологически «Экоцентр» мог бы закончить работы к концу мая 2008-го, если бы не сложные бюрократические процедуры с финансированием переработки, – сказал в интервью «24» замминистра охраны окружающей среды Дмитрий Гурский. – Учитывая содержание мазута в смеси, можно утверждать: мы собрали 99% нефтепродуктов, вылившихся в Черное море. Так что главную задачу по ликвидации катастрофы мы выполнили».
С ним не согласны экологи. Работу украинских и российских властей они оценили неудовлетворительно.
Комиссии прозаседали целый год
«Основной вывод из этой катастрофы – ничто нас ничему не учит, – говорит замдиректора Национального центра обращения с опасными отходами Игорь Крайнов. – Если через проливы ходят суда, перевозящие опасные продукты, и эти корабли представляют определенную опасность, то должны были разработать комплекс мер, предупреждающий возникновение подобных ситуаций. Год прошел, а их нет».
С Крайновым согласен и президент общественной организации Крымской академии наук Виктор Тарасенко. «Необходимо было провести мониторинг состояния окружающей среды в зоне Керченского пролива, чтобы оценить ситуацию в регионе и определить ущерб, нанесенный окружающей среде. Мы направили министру программу мониторинга, определив, сколько средств нужно для исследования и пролива и, особенно Тузлы. Деньги небольшие: 2,5–3 млн. грн. Можно было бы иметь полную картину происходящего», – сообщил он «24».
Минприроды же надеется на межгосударственную комиссию, которая и должна разработать нечто наподобие того, что предлагают эксперты. Правда, все шесть ее заседаний оказались безрезультатны.
В России виновных не нашли, в Украине – не искали
Тем временем следствие по расследованию ЧП в Керченском проливе, проводимое в России, приостановлено. Изначально было возбуждено три уголовных дела: по факту загрязнения окружающей среды и по статье «халатность» – в отношении капитана порта «Кавказ» (объединены в одно производство), а также в связи с гибелью восьми из одиннадцати членов экипажа «Нахичевани».
Первые два закрыли, из-за отсутствия в действиях подозреваемых состава преступления: у тех якобы не было умысла на загрязнение морской среды (напомним, в тот день в Черном море бушевал шторм). Третье дело приостановлено в связи с тем, что не было установлено местонахождение капитана «Нахичевани» – он числится без вести пропавшим.
Но если в России хотя бы попытались найти виновных катастрофы и взыскать с них штраф, то отечественный Минюст до сих пор помогает МИДу составлять список претензий к российской стороне и владельцам судов. Соответствующий же мониторинг состояния окружающей среды в загрязненной зоне так и не проводился, уверяют эксперты.
Сумму ущерба, нанесенного окружающей среде, в Минприроды подсчитали, но до официального предъявления претензий владельцам затонувших судов и России называть отказываются. «Давайте дождемся окончания работы украинско-российской рабочей группы и принятых решений. Сразу после катастрофы в прессе назывались разные спекулятивные цифры, вплоть до $1,5 млрд., я же этого делать не хочу», – сказал Дмитрий Гурский.
ВОССТАНОВИТЬ ЗА 5 ЛЕТ
По словам Гурского, загрязнение моря мазутом нарушило естественный баланс флоры и фауны региона. На его возобновление необходимо 4–5 лет. За этот период пройдет самовосстановление экосистем, и лучше в эти процессы не вмешиваться, дабы не навредить.
«Восстановить биоразнообразие Черного и Азовского морей в условиях существующего техногенного пресса на их экосистемы вряд ли возможно, – сокрушается координатор российской общесственной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха. – Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, наложить мораторий на дальнейший рост перевалки опасных грузов, принять эффективные меры по снижению сброса в моря широкого спектра загрязнений».
«Все аварии – это стандартные, легко прогнозируемые ситуации. Если идет состав с желтым фосфором, есть вероятность, что он перевернется. Правильно? Если постоянно курсируют суда, и все они старые – тоже есть. Поэтому если завтра произойдет шторм, то все повторится, причем еще в худшем варианте. Поскольку ко всему прочему добавляется еще и политическая нестабильность», – сетует Игорь Крайнов.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram