Начнут проверять завышенные цены и все документы: аудиторам добавят прав
Точка зоруПоявление в Украине электронных торгов ProZorro, не смогло полностью решить проблему коррупции и воровства в ходе государственных закупок. Тендеры продолжают выигрывать «свои» компании и продавать по завышенным ценам товары и услуги госучреждениям по завышенным ценам.
Как сообщил UBR.ua юрист проекта DoZorro Иван Лахтионов, призванного контролировать процесс госзакупок через сервис ProZorro, у государства нет эффективных механизмов мониторинга той или иной закупки.
«Госаудиторы не могут полноценно выполнять нормы закона о публичных закупках и только проводят ревизии. А это раз в три года у одного заказчика. Потому распорядители бюджетных средств чувствуют безнаказанность», — отметил он.
Поэтому Минэкономразвития, Госаудиторская служба и представители общественности предлагают изменить процедуру государственного мониторинга, расширив полномочия аудиторов. Их выписали в законопроекте №4738-д.
В чем проблема
На Госаудитслужбу закон «О публичных закупках» возлагает функцию проведения мониторинга таких закупок. Проводится она путем анализа данных, размещенных на веб-портале или получения от заказчика-распорядителя бюджетных средств соответствующей информации.
Однако служба не может полноценно выполнять возложенные на нее функции из-за того, что законодатель намеренно или случайно «забыл» изменить нормы другого закона «Об основных принципах осуществления государственного финконтроля в Украине» (№2939 от 26 января 1993 года) по части новых полномочий службы. Поэтому сейчас государственные аудиторы могут только реагировать на жалобы и не могут наказывать недобросовестных заказчиков и участников торгов.
«Закон регламентирует действия участников торгов, а полномочия контролеров выписаны плохо. Мы сейчас не можем действовать по своей инициативе, так как если выйдем за рамки полномочий, то все наши решения в акте о нарушениях (а 99% актов подписывают с возражениями) любой распорядитель бюджетных средств сможет через суд аннулировать по формальным причинам», — объяснил начальник отдела мониторинга закупок Государственной аудиторской службы Украины Любомира Лавринец.
Аудиторы проверяют только выполнение закона должностными лицами распорядителей бюджетных средств. Фиксируют как надо по закону и как поступил заказчик, то есть квалифицируют действия.
По словам Ивана Лахтионова, доходит до того, что отмененные тендеры назначаются вновь на тех же условиях. Заказчики не боятся даже штрафов. Так как из 25 дел об административных нарушениях, выявленных в этом году, штрафами закончилось аж 5. При этом секретари и главы тендерных комитетов отделались уплатой 11,9 тыс. грн каждый. А из 109 уголовных производств реальными приговорами закончились только 3, причем ни в одном из этих случаев не был наказан заказчик за нарушения, связанные с проведением торгов.
Побороть коррупцию можно только анализируя результаты конкретных торгов и принимая меры к участникам процесса госзакупок. Ведь в большинстве случаев нарушения процедуры сводятся к тому, чтобы дать доступ к госсредствам «своей» фирме.
Что предлагается
Законопроект №4738-д о проведении мониторинга госзакупок предлагает дать аудиторам право проверять не «процедуру госзакупок», а все документы, касающиеся публичных закупок. Разумеется, проверить все 4-5 тысяч тендеров, которые проходят ежедневно, не получится.
Поэтому предлагается установить автоматические индикаторы рисков, чтобы сразу вычислять закупки с признаками нарушений. Один из показателей — завышенная цена закупки. На это может указывать, например, ограниченное количество участников торгов.
А затем, в «ручном режиме» проверять их. Исключения, по словам замминистра экономического развития и торговли Максима Нефедова, могут быть только в узко специализированных сферах, где по определению нет большого количества участников. Например, работы, связанные с надзором в области атомной энергетики.
Чтобы ограничить фантазию контролеров, предлагается также установить четкий перечень оснований для начала проверки. Это могут быть сообщения о возможном нарушении как от органов власти, так и публикации в СМИ, или выявленные госаудиторами в публичной информации признаки нарушения. В том числе информации, содержащейся в госреестрах.
Например, известен случай, когда на тендере по закупке мороженой рыбы победил предприниматель-физлицо, который стал таковым за несколько дней до начала процедуры закупки, а его контрагентом оказался такой же ФЛП, закрытый за год до этого.
Однако контролеры не смогут вмешиваться в процедуру проведения закупок, чтобы не затягивать процесс торгов. Также будет обязательна публикация информации в электронной системе закупок о начале и окончании их мониторинга, результатах его проведения.
Выявленные нарушения предлагается оформить в заключении, которое должно быть обнародовано в электронной системе закупок вместе с описанием нарушений и с обязательством по их устранению. При этом заказчик в случае несогласия имеет право обратиться за разъяснением в орган госконтроля или оспорить заключение в суде.
Чтобы заказчик прислушался к выводам аудиторов и сам устранил выявленные нарушения, предлагается не штрафовать организаторов торгов.
Константин Симоненко
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram