Причем здесь реформы: экономика Украины растет со скоростью улитки

Точка зору

Нацбанк озвучил предварительные цифры экономического роста страны за 2017 год. По подсчетам ведомства, ВВП увеличился на 2,1%. Конечно, официальные данные могут оказаться чуть другими, но едва ли будут сильно отличаться от прогнозных показателей. Правда, вопреки заявлениям властей, рост реального ВВП обеспечивался вовсе не «успешными реформами».

Прежде всего, позитивной динамике Украина обязана низкой базе сравнения. В период 2014-2015 годов падение реального ВВП страны составило более 17%. В 2016 году экономика подросла на 2,3%, а в 2017-м – на 2,1%. Кризис действительно закончился, начался процесс восстановления. А рост обусловлен тем фактом, что экономика начинает работать после простоя. Однако простая арифметика показывает, что такими темпами мы достигнем уровня 2013 не раньше 2024 года.

Мифический рост

Второй фактор – игра с дефлятором. Реальный ВВП считается в два этапа. Сначала рассчитывают номинальный ВВП Украины – по текущим ценам. В силу того, что в прошлом году цены росли ускоренными темпами, номинальный ВВП за год взлетел больше чем на 25%. На втором этапе из первичного расчета исключают фактор изменения цены, применяя тот самый дефлятор. И тут открываются невиданные перспективы: всегда можно чуточку ошибиться в подсчете дефлятора и обеспечить рост реального ВВП. Высокая инфляция в этом контексте – отличный помощник. При ней гораздо проще показать нужный рост экономики.

Третий фактор связан с налогами и госрасходами. Около 16% ВВП Украины – это налоги, которые платит прежде всего население в виде НДС. В самом деле, в 2017 году сбор налогов увеличился. Но еще большими темпами росли и расходы госбюджета. Прежде всего на оборону, содержание чиновников (рост их зарплат за прошлый год был рекордным). И разного рода государственные программы, которые на поверку часто оказываются банальным «распилом» денег из казны и плодят коррупцию, с которой так отчаянно борется наша власть.

Реальные основания

Что в самом деле позитивно повлияло на рост ВВП Украины, так это строительство. За прошлый год этот рынок показала рекордный рост – более 25%. Частично за счет активного инвестирования в строительство населения, которое тем самым стимулировало спрос на металл, цемент и другие строительные материалы.

Отчасти – за счет возведения элеваторов и портов за деньги агрохолдингов, а также реконструкцию и строительство дорог. Беда только в том, что большая часть денег, выделанных на инфраструктурные проекты из бюджета, была разворована. По крайней мере, к такому умозаключению приходят многие украинцы, которые невзирая на рекордные инвестиции, продолжают ездить по ухабам и «направлениям».

Пятый фактор роста связан с тем, что население действительно стало больше покупать. Увеличение зарплат частично стимулировало рост потребительских расходов. Кроме того, люди активно меняли валюту из заначек и покупали, покупали. Этим и объясняется рост рынка недвижимости, розничных продаж.

Промышленность отстает

А вот промышленность продемонстрировала очень скромный рост – сработал эффект «блокады ОРДЛО». Существенно упала добыча полезных ископаемых и выплавка металла, более-менее нормально росла пищевая индустрия. Но она, конечно, не могла вытянуть всю промышленность. Тем более что сельское хозяйство подкачало: снизились показатели животноводства, меньше собрали зерна. Доля экспорта к ВВП Украины около 50%, но и доля импорта порядка 55%. В сумме внешняя торговля страны в прошлом году ушла в минус.

Ждать от 2018 года экономического чуда тоже не приходится. Скорее всего рост составит не более 1%, а то и вовсе уйдет в минус. На эффект низкой базы надежд все меньше, да и повышение зарплат едва ли выйдет на показатели 2017-го. А значит, замедлится и рост потребления.

Не нужно уповать и на промышленность. Можно лишь надеяться на небольшой рост металлургии из-за увеличения мировых цен на металл, который, впрочем, вполне может нивелироваться ростом стоимости импортного угля, кокса и газа.

Экономика Украины не имеет главного – драйвера для действительно существенного роста. Попытки залатать образовавшийся вакуум разговорами о реформах обречены. Потому что это не драйвер, а болтовня. Стимулом могли бы стать удешевление и рост кредитования бизнеса, приток реальных инвестиций или рост реальных доходов населения. Но у властей до этих вопросов не доходят руки. Они заняты дискуссиями о реформах и борьбе с коррупцией.

Александр Охрименко

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢