Не мытьем, так катанием. На евробляхеров спустили Импалы и Мустанги из Северной Америки

Точка зору

Новый автомобильный поток создаст конкуренцию уже обкатанным бизнес-схемам доставки б/у транспорта из Европы. Верховная Рада вычеркнула экологический сертификат из списка документов, обязательных при ввозе в Украину подержанных автомобилей. Это означает, что теперь не важно, какому экологическому стандарту соответствует купленный за рубежом автомобиль – будь-то "Евро-6" или "Евро-0". Отныне украинские любители раритетов могут пополнить свою коллекцию шестилитровым "Мерседесом W100" из гаража албанского диктатора Энвера Хаджи или VW Käfer (он же Beetle и Garbus) от одного из пенсионеров-битников с Вудстока-69. Но такие средства передвижения с адским выхлопом по определению являются редкостью, да и не для одиночек-коллекционеров в Украине меняют законодательство. 

Экологическая резервация

Основная группа, которой экологический сертификат был как кость в горле, – это предприниматели, которые занимались доставкой в Украину бэушных машин из Северной Америки. Заокеанские требования по экологии чрезвычайно лояльны к автомобилистам, поэтому автопарк США и Канады представлен машинами с многолитровыми двигателями и внушительными габаритами. За последние 30 лет средний расход топлива в США снижался очень медленно — с 15 л на 100 км в 1980 г. до 9 л в 2016 г. Для сравнения: в странах Евросоюза этот показатель уменьшался значительно быстрее – 7,4 л на 100 км в 2001 г. и 4,8 л в 2016 г. Другими словами, если для снижения потребления топлива на 60% американскому автопрому потребовалось 30 лет, то европейцы пробежались по этой дорожке всего за 15 лет.

До сих пор Украина последовательно шла в фарватере жестких европейских экологических стандартов. Последний из них, "Евро-6", должен был вступить в действие с 2018 г. Следует отметить, что истинным драйвером такого "зеленого" движения были вовсе не альтруисты-экологи, а отечественные торговцы новыми импортными автомобилями. Ведь стандарт "Евро-6" на деле означал запрет на ввоз в страну машин старше 2015 г., а это дата вступления этого норматива в силу в Евросоюзе. С 2015 г. все европейские производители автомашин переоснастили свое производство под новые, "шестые" требования.

Но в прошлом году введение жестких экологических стандартов отложили, оставив в силе "Евро-5", который актуален для европейских автомобилей, выпущенных начиная с 2010 г. Но, независимо от экологических евронорм, любые, даже новые американские автомобили при растаможке следовало сертифицировать по отдельной процедуре. Это влекло за собой не только потерю времени, но и денежные расходы. Причем тратиться на экологический сертификат нужно было даже в случае ввоза из США или Канады моделей, которые продаются и в Европе. То есть экологический документ требовался как для Ford Mustanga и Сhevrolet Impala, так и для Honda Accord или VW Passat с американского рынка.

Торговцы американскими авто с завистью поглядывали на своих коллег, которые привозили машины из Европы для растаможки и регистрации в Украине, – им достаточно было предъявить техпаспорт на транспорт до 2010 г. Еще вольготнее чувствовали себя те предприниматели, которые завозили подержанные авто из Литвы и Польши для эксплуатации в Украине без растаможки. Освоенные ими схемы, когда иномарку в Украину ввозят специально нанятые перевозчики-"верблюды" из Молдавии, позволяют ездить на машине с еврономерами (они же "бляхи") вообще без экологического сертификата.

Альтернативное движение

Фактически экологический сертификат стал единственной дискриминационной препоной для импорта бэушных машин из Северной Америки. И ее устранением занялись народные депутаты из группы, связанной с опальным главой Государственной фискальной службы Романом Насировам, – речь о Михаиле Кобцеве и Андрее Антонищаке. Именно они, а также Нина Южанина (глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики) стали авторами законопроекта 5470-д, который аннулировал пресловутый экосертификат.

Интересно, что, в то время как все остальные законопроекты, связанные с ввозом подержанных авто, поставлены на паузу, только документ об отмене экосертификата был вброшен в сессионный зал и моментально проголосован. Внимание – ни один из народных депутатов не проголосовал против! Ни у кого из членов парламента не поднялась рука против упрощения правил импорта из США и Канады.

Ввоз в Украину подержанных иномарок – пока в основном из Европы – теснит торговцев новыми автомобилями. За первые два месяца этого года покупки автоимпорта существенно накренились в сторону бэушных машин. Если в январе-феврале 2017 г. их доля не дотягивала до половины, то сейчас украинцы после покупки ставят на почти равное число новых и только что ввезенных бэушных иномарок. Отдельно стоит отметить, что речь идет только об официально растаможенных и поставленных на учет автомобилях из-за рубежа. 

До сих пор в топ-10 подержанных импортных автомобилей входила в основном техника европейского производства. Тот же Ford представлен в основном моделями с немецких или бельгийских заводов, так же как и Nissan. Да и японский лидер представлен машинами, спущенными в основном с конвейера подразделений Toyota Motor Europe.

Теперь же, после отмены экосертификатов, увеличится ввоз в Украину более дешевых автомобилей из США и Канады – как правило, это будут местные модели Ford, Сhevrolet, а также Toyota и Honda. Следует учесть, что североамериканские машины в основном укомплектованы прожорливыми бензиновыми двигателями. Так, по официальной статистике, в странах Евросоюза легковые автомобили с дизельным двигателем составляют более 50% автопарка, а в США – менее 1%.Учитывая высокие цены на бензин в Украине, в этой связи оживится спрос на переоборудование заокеанских монстров под потребление газа. А это не только даст дополнительную работу сотням профильным мастерским, но и подхлестнет спрос на сжиженный газ на автозаправках.

Что касается "евробляхеров", то подержанные "американцы" составят им конкуренцию в сегменте свыше $8 тыс. – за такую сумму можно будет приобрести автомашину из Северной Америки более-менее на ходу, да еще и растаможенную. А для любителей дешевенького останутся варианты машин с польскими и литовскими вариантами с ограниченными правами собственности и туманными перспективами. 

Михаил ЗАГАРИЯ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢