Налоговая амнистия: Что это такое и зачем оно Украине

Точка зору

Предложенная президентом идея о налоговой амнистии не является чем-то новым. В той или иной мере в Украине уже были попытки, не очень успешные, правда, легализации теневых доходов населения и бизнеса. Но без восстановления доверия бизнеса к государству и эта попытка "обелить" экономику, если она будет, обречена на провал.

Зачем нам амнистия?

Предвыборный год обязывает, чтобы правительство не только всячески повышало социальные стандарты, но и предлагало различные "плюшки" и для бизнеса. У президента в хорошую традицию вошло прямо на встречах с бизнесом подписывать законы, которые хоть в какой-то мере улучшают бизнес-климат. За последнее время глава государства прямо фонтанировал идеями – введение налога на выведенный капитал, реформа налоговой милиции, проведение налоговой амнистии.

Последнее предложение является, скорее, приглашением для бизнеса высказаться "за" или "против" (амнистия может проводиться и для частных лиц, но в данном случае речь идет о бизнесе), а не своим обязательством немедленно подавать соответствующий законопроект. Впрочем, несколько законопроектов по налоговой амнистии и сейчас зарегистрированы в Раде, а попытки создать под нее нормативную базу были в 2014, 2015 и 2017 годах. Один законопроект не пропустил профильный комитет, а два были отозваны авторами. Но в настоящее время в Комитете Рады по вопросам налоговой и таможенной политики разрабатывается закон о проведении разового декларирования.

Налоговая амнистия представляет собой легализацию сбережений путем официального опубликования реального размера доходов, уплаты определенной сумы налогов (как правило, не выше 10%) в обмен на гарантию неприкосновенности от любых видов ответственности. Такая практика в мировых экономиках является достаточно распространенной.

 

Как отмечает адвокат правовой группы "Побережнюк и партнеры" Роман Кобец, целью налоговой амнистии является, с одной стороны, вывод капитала из "тени" в легальный оборот с возможностью дальнейшего свободного распоряжения средствами, а с другой стороны – инвестиции в экономику за счет легализации доходов.

По большому счету амнистировать в Украине есть что – до половины экономики страны находится в "тени". По оценкам Минэкономразвития, за 9 месяцев 2017 года уровень теневой экономики в Украине составил 33% от ВВП, а по данным исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), Украина в 2016 году заняла третье место (45,1%) в списке стран с крупнейшей теневой экономикой.

По словам Натальи Радченко, партнера практики налогообложения и бизнес-эффективности АО Juscutum, в развитых странах существует другой механизм возврата денег в страну – добровольное раскрытие зарубежных доходов. При этом ответственность все равно наступает и налоги тоже платят, просто она (ответственность) чуть меньше, т. к. учитывает добровольный характер раскрытия информации и уплаты налогов.

Практика амнистирования

Небезынтересно, что в Украине уже есть опыт налоговой амнистии. "С 17 января 2015 была введена налоговая амнистия для бизнеса в форме налогового компромисса по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость. Налоговый компромисс предполагал, что государство прощает предпринимателям ранее недоплаченные налоги за периоды до 1 апреля 2014 года за плату в сумме 5% от объемов заниженных налоговых обязательств, тогда как остальные 95% считались погашенными", – напоминает Роман Кобец.

По данным Государственной фискальной службы Украины, ровно через месяц после вступления в силу закона о налоговом компромиссе заявления в органы ГФС подали 614 предприятий. Они увеличили налоговые обязательства на 2,87 млрд грн, с которых оплате в бюджет подлежало 143,4 млн грн. Налоговый компромисс был интересен в основном крупному бизнесу. "Налоговая амнистия в 2015 году закончилась полным провалом. Об этом даже потом никто в СМИ не писал", – добавляет Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В разные годы были попытки ввести всеобщее декларирование населением своих доходов и налоговый контроль расходов частных лиц косвенными методами. И наверное, к счастью, дело дальше намерений пока не дошло.

Кроме того, декларирование чиновников (это, конечно, не налоговая амнистия, но механизм похожий) показало то, что несоответствие доходов и расходов чиновников во многие случаях не вызывало интереса у призванных за этим следить госорганов.

"Пару лет общество смаковало информацию о раскрытых доходах чиновников в электронных декларациях. Было пару показательных попыток выяснить происхождение некоторых квартир, и все. Считайте, амнистия для чиновников у нас и так уже состоялась. Они-то свои "нулевые декларации" уже подали тогда. И собирать с них уже нечего. Поэтому непонятно, на кого рассчитан новый аукцион невиданной налоговой щедрости", – иронизирует Наталья Радченко.

Проблемы амнистии

Проблем с проведением налоговой амнистии более чем достаточно. Часть из них – сугубо психологические. "Налоговая амнистия закрепит в сознании добросовестных плательщиков, что, оказывается, можно было вот так воровать полжизни, не платить налоги, а потом "вжух!" – и государство тебе говорит – заплати 5% и спи спокойно. А как должны себя чувствовать граждане, которые всю жизнь отдавали больше половины зарплаты для уплаты налогов при таком развитии событий? Обманутыми, я полагаю", – говорит Наталья Радченко.

Но большая часть проблем с амнистией сугубо прикладные. Главная из них состоит в том, что доверие бизнеса к государству находится на очень низком уровне. "Возможно, некоторые и "поведутся" на эту инициативу, то лишь в случае, если будут уверены, что в будущем им за это "ничего не будет" и по-другому нельзя. Но я бы, в первую очередь, говорил не о действующих бизнесменах, а о бывших – которые уже 10+ лет как политики и госслужащие, но все еще "живут на доходы от прошлого бизнеса". По-моему убеждению, "налоговая амнистия" вряд ли позволит вывести действующий бизнес из "тени" – он и так работает, в основном в рамках действующего законодательства, используя все "возможности для маневра". Например, использование налоговых гаваней может и неэтично, но далеко не всегда противозаконно", – считает Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating.

Применение "нулевых деклараций", может, и позволит легализировать значительную часть накопленных капиталов, а также и увеличить поступления в бюджет (в зависимости от того, как именно будет применяться механизм и в каком формате), но рождает целый ряд вопросов.

  1. Где гарантия, что условия "общественного договора" не будут пересмотрены через время? В стабильных общественно-политических системах такие гарантии есть, но в украинских условиях утверждать однозначно вряд ли кто-то решиться.
  2. Каким будет механизм проверки данных из деклараций, и не будет ли он почвой для дополнительных злоупотреблений в дальнейшем?
  3. В силу специфики украинской экономики, подтвердить источники доходов и средств бывает очень проблематично. Доходы, проведенные через офшоры и фирмы-"прокладки" – это одно, взятки – другое, а привезенные из-за рубежа деньги трудовых мигрантов – третье.

Станет ли налоговая амнистия интересна населению, а также основной части бизнеса, зависит от множества факторов. В первую очередь, от четкости предложенного механизма и минимизации возможности для фискальных органов после раскрытия реальных доходов не применять по формальным причинам налоговую амнистию, а насчитать полный размер задолженности и штрафные санкции.

Как отмечает Роман Кобец, также важным является гарантия отсутствия ответственности не только за непосредственно налоговые нарушения, но и за иные нарушения, совершенные в связи или во избежание налогообложения. В любом случае, налоговая амнистия не должна стимулировать увеличение теневого сектора экономики, когда налогоплательщик будет понимать, что государство и в дальнейшем раз в трехгодичный период сроков давности будет списывать долги.

В целом, экономический эффект от возможного проведения налоговой амнистии вызывает у экспертов сомнения (особенно с точки зрения общей прогнозируемости госполитики). "Налоговая амнистия не сработает, она просто не нужна бизнесу. Ему нужно, чтобы не меняли постоянно Налоговый кодекс и работала простая презумпция невиновности. Пока этого не будет, никакая налоговая амнистия не сработает. Бизнесмены без проблем будут работать "по-белому", если будут знать, что правила игры стабильны и для них, и для налогового инспектора. Но сейчас все наоборот. Фактически налоговый инспектор может выписать штраф или даже инициировать возбуждение налогового дела против любого украинского бизнесмена по надуманной причине, а бизнесмену нужно защищаться. С 2002 по 2008 год бизнес без амнистии "обелялся". Тогда теневая экономика упала до уровня 30%, тогда как сейчас около 50%. Нужна просто стабильность, но пока ее нет – не будет ничего", – сетует Александр Охрименко.

По словам Виктора Шулика, чтобы декларировать доход и платить налоги честно, необходимы совсем другие факторы: гарантия неприкосновенности активов в будущем или хотя бы справедливого судебного разбирательства; выгоды от работы "в белую" и риски от сокрытия доходов также должны быть существенными; контроль со стороны общества также должен играть важную роль (в т. ч. на электоральном уровне).

Также необходимым условием правильной амнистии является реальная налоговая реформа (сокращение ставок налогов и упрощение их администрирования), более жесткая дерегуляция и резкое сокращение возможностей контролирующих органов "кошмарить" бизнес.

Юрий Григоренко

Новини

28 Травня 2024

Укрнафта запустила чергову високодебітну свердловину на заході країни

Укрзалізниця отримала від Японії 25 тис тонн рейок

Енергетики отримали нову партію допомоги від Німеччини

В українські сховища закачали перший мільярд кубометрів газу 

З початку року Укргазвидобування збільшило видобуток газу на 10%

У Києві презентовано каталог українських виробників техніки для громад

Гроші від підвищення тарифу на е/е розділять Укргідроенерго і Енегроатом – депутат

Китай закликає припинити атаки на судна в Червоному морі

Уряд працює над створенням механізму електронного бронювання

ЄС офіційно схвалив закон про промисловість з нульовим рівнем викидів

Швеція надає 57 млн євро для підтримки української енергетики

Мінекономіки планує запровадити кешбек на українські товари до кінця літа

US Steel запустила виробництво на новому заводі окатишів

Уряд визначив перелік об’єктів яким не будуть вимикати світло

Покровський ГЗК не може повноцінно працювати через дефіцит електроенергії та її високу вартість

Виробництво сталі у Німеччині зросло на 5,1%

ВСІ НОВИНИ ⇢