Суточный баланс: украинский газовый рынок станет ближе к ценам в Европе

Точка зору

Летом в Украине наладят новый формат торговли природным газом: поставщики и покупатели легко смогут торговать газом посуточно. Поможет в этом ежесуточная балансировка, которую до августа 2018 года должно внедрить ПАО "Укртрансгаз", государственный оператор газотранспортной системы Украины.

Как будет работать новый формат рынка для Delo.UA объясняли президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андрей Мизовец и специалисты "Укртрансгаза".

Какую проблему решает балансировка

В 2018 году вступят в силу изменения в Кодекс газотранспортной системы Украины: будет внедрятся ежесуточная балансировка. По сути, это первый шаг к созданию краткосрочного рынка газа, когда цена поставки меняется ежедневно, а не раз в месяц.

Например, сейчас самый крупный газовый трейдер страны — НАК "Нафтогаз Украины" — обновляет свои цены раз в месяц. Как и цены, объемы поставки газа уточняются на месяц.

Даже, если покупатель будет отбирать газ всего 10 дней из 30, у него возникают противоречия с местным оператором газовых сетей (облгазом), который считает, что заявлено слишком низкое ежесуточное потребление и нужно добавлять объем.

Оператор ГТС "Укртрансгаз" видит преобразования масштабнее: балансировка в перспективе должна увеличить конкуренцию в розничной и помочь развитию оптовой торговли природным газом.

По сути, она создаст "суточный рынок природного газа, максимально упростит работу и обмен информацией участников рынка", уверяют в "Укртрансгазе". В госкомпании объяснили, что для участников появится стимул держать часть портфеля в "балансе" (хранить часть газа в подземных хранилищах), а оператор ГТС станет более "гибким".

Что получат поставщики

"С внедрением ежесуточной балансировки колебания цен на природный газ в Украине приблизятся к европейским", — объясняет президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андрей Мизовец.

Так украинский рынок газа станет более синхронизирован с европейским. Мизовец объясняет, что взлеты и понижения цен на европейских газовых биржах бывают гораздо чаще, чем раз в месяц. Однако в Украине номинации подаются раз в месяц и цены корректируются аналогично.

Учитывая, что значительную часть газа для промышленных потребителей украинские трейдеры импортируют, им приходится нести ценовые риски. В Европе бывают ситуации, когда цена на импорте радикально менялась в течении нескольких дней и даже одного дня (например, авария на Баумгартене или резкое похолодание в начале марта).

Мизовец считает, что прежде всего ежесуточная балансировка даст гибкость в ценообразовании для крупных и средних потребителей. Покупатели и продавцы будут быстрее реагировать на изменения цен на импорте, и действовать соответственно на украинском рынке.

"Ежесуточная балансировка — это приход к европейской практике. Для европейцев странно, что мы живем газовым месяцем, у них рынки давно живут газовыми сутками и даже часами, как в больших газовых хабах как Баумгартен", — рассказывает Мизовец.

Что получат покупатели

Если смотреть с точки зрения покупателей, ежесуточная балансировка особенно выгодна тем, у кого неравномерная загрузка производства и потребление ресурсов. Такие покупатели смогут, в зависимости от температурных режимов или условий производства, буквально за день до поставки скорректировать свою заявку для поставщика.

Мизовец приводит в пример сахарные заводы и элеваторы, которые смогут корректировать свое потребление в течение месяца или недели.

С другой стороны — с внедрением ежесуточной балансировки колебания цен на природный газ в Украине приблизятся к европейским. В этом есть свои преимущества и риски, ведь газ может как дешеветь, так и дорожать.

Изменения пока коснутся только небытовых, преимущественно — крупных потребителей газа. Они смогут свободнее закупать ресурс.

А для бытовых потребителей, населения изменений не будет — объемы поставок и цену природного газа для этой категории контролирует правительство.

Как это будет работать

"Укртрансгаз" с осени 2017 года тестирует платформу балансировки, в которой уже пробуют работать импортеры и трейдеры. Сейчас все проводится в тестовом режиме, без реальной подачи документов, номинаций. Но, по оценке Мизовца, платформа пока чрезмерно перегружена.

С другой стороны, доступ ко всей платформе поставщики и покупатели не получат, практически все будет делать оператор ГТС. Поставщик должен указать, сколько оператор должен протранспортировать газа, в каких точках газ поступит в систему, к каким потребителям (точкам выхода из системы) его нужно доставить, в каком объеме.  

Со внедрением суточной балансировки оператор ГТС будет каждые сутки проверять разницу между заявленными объемами газа и реальным отбором газа поставщиков. Если объемы совпадают — небаланса нет, если поставщик отобрал больше газа, чем заявил — он платит оператору.

"Сверили и понятно — отобрали из трубы заявленное, или больше/меньше. Если потребитель отобрал больше, то есть поставщик имеет негативный дисбаланс, тогда его нужно оплатить", — объясняет Мизовец.

По итогам месяца оператор вновь сверяет показатели и у поставщика будет выбор — при положительном балансе продать оставшийся газ поставщикам, у которых небаланс, или заказать газ в хранилища. И наоборот, в случае небаланса — поставщик может купить свободный газ у других поставщиков или у оператора.

Однако, кроме технических моментов, которые уже обеспечили "Укртрансгаз", Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг и поставщики, необходима политическая воля. Здесь мяч выходит на поле Кабмина, и присоединяется к ожиданию либерализации рынка газа.

Виктория Ильченко

Новини

11 Грудня 2024

Україна зменшили експорт залізної руди на 3,1%

ICC Ukraine вимагає зберегти поточний рівень тарифів на транспортування газу

Болгарія погрожує припинити постачання російського газу в Європу

Одеський припортовий завод готуються виставити на аукціон

В Україні значно прискорилася інфляція

10 Грудня 2024

Україна наростила експорт сталевих напівфабрикатів на 60%

Феросплавні заводи України за 11 місяців скоротили експорт у 4,7 раза

Уряд погодив залучення УЗ €480 млн позики під державні гарантії

Інтерпайп організував хаб у Батумі для перевалки продукції на сході Чорного моря

Поблизу польсько-білоруського кордону збудують інтермодальний термінал

Підприємства з пошкодженою внаслідок війни інфраструктурою зможуть реструктурувати борги 

АРМА вдруге не змогло продати заарештовану руду російського олігарха 

Власники контейнеровозів отримують надприбутки через кризу в Червоному морі

У Великій Британії витратили £1 млрд на вимкнення вітряних турбін

Товарообіг України перевищив $100 млрд 

УЗ ініціювала підвищення тарифів на вантажні перевезення одразу на 37%

ВСІ НОВИНИ ⇢