Путинский газопровод в обход Украины: три самые большие проблемы

Точка зору

Германия окончательно разрешила строить в своей исключительной экономической зоне "Северный поток-2" – газопровод, по которому российский газ будет поступать в Европу в обход Украины. Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский объяснил "Апострофу", почему Берлин решил игнорировать возражения против этого проекта России Владимира Путина и какие проблемы его реализация создаст для Украины.

То, что компания Nord Stream 2 получила разрешение на прокладку участка "Северного потока-2" в немецкой экономической зоне, было ожидаемо даже для "Нафтогаза Украины". Какие будут дальнейшие шаги? Трудно сказать. Ведь надо понимать, что проблему "Северного потока-2", как бы ни хотелось, нельзя отделить от политических взаимоотношений Киева и Москвы. Чем выше градус накала, тем меньше шансов, что удастся сохранить транзит газа по украинской территории.

Если без политики, только экономический интерес, то, во-первых, "Северный поток-2" выгоден всем участникам: "Газпрому", а также немецким, итальянским, французским газовым компаниям, которые вместе с "Газпромом" работают над его реализацией. По той причине, что деньги за транзит будут получать в Европе, а не в Украине.

Во-вторых, с логистической точки зрения он выгоднее, потому что он более новый, а значит, более экономичный и менее вредный для окружающей среды по сравнению с украинской газотранспортной системой. К сожалению, мы очень серьезно отстали в вопросах модернизации газоперекачивающих агрегатов на газовых станциях. Это проблема, потому что бизнес помимо политических рисков считает риски экономические.

Но есть и политические моменты. Достройка "Северного потока-2" и увеличение транзита российского газа в направлении Германии, безусловно, дает Берлину значительное преимущество в Европейском союзе. Германия, можно сказать, становится "директором-распорядителем", у нее гарантированных 100-110 млрд кубов газа, которые она распределяет по ЕС. Давайте не забывать, что это не просто транзит газа, а и реализация инфраструктурных проектов, реализация политических договоренностей.

Самый больной вопрос для Украины: что мы можем предложить взамен? Да, мы можем предложить более мощную, в какой-то степени более надежную систему (когда труба идет по сухопутной территории, с технической точки зрения это всегда лучше). Плюс наличие подземных хранилищ газа – это возможность гасить пики потребления зимой за счет газа, который там находится.

Заявление представителя Госдепартамента США Хизер Нойерт о том, что компании, принимающие участие в строительстве газопровода (в обход Украины, – "Апостроф"), могут попасть под действие американских санкций, и о том, что этот проект подрывает энергетическую безопасность Европы, – абсолютно абсурдны. Какой интерес США к европейской газотранспортной системе? Это чисто политический интерес и попытка сохранить влияние Вашингтона на Берлин.

С точки зрения источников поставок, что российский газ будет идти по "Северному потоку-2", что по украинской газотранспортной системе – ничего не меняется. Рост доли "Газпрома" на европейском рынке не ожидается в ближайшие годы. Все эти угрозы – не более чем противостояние Москвы и Запада. Меркель, кажется, на встрече с польским премьер-министром сказала, что этот "Северный поток-2" является сугубо экономическим проектом. Кроме того, европейские политики говорили, что экономические потери Украины – не аргумент, мол, мы не работаем на Украину, мы работаем на свою экономику, и, если нам это выгодно, мы будем реализовывать эти проекты.

Мы видели, что даже те санкции, которые вводились ЕС в отношении российских компаний с 2014 года, они благополучно обходили. Россия – это огромнейший рынок для Европейского союза, 140 млн населения. Никто не хочет терять огромный рынок. И даже под угрозой американских санкций европейские компании будут продолжать сотрудничать с РФ.

Читайте также: "Газпром" всегда вас кинет: как Украина не подготовилась к "войне" с Россией и что дальше

Безусловно, Украина много чего теряет с "Северным потоком-2" и получает ряд проблем.

Во-первых, мы теряем статус крупнейшего транзитера. А это также инфраструктурные проекты, которые сопутствуют транзиту газа по украинской территории.

Во-вторых, мы теряем деньги. Речь идет о сумме 2-3 млрд долларов, которые платит "Газпром" за транзит газа по украинской территории. По прошлому году будет ближе к 3 млрд долларов, потому что прокачали 90 млрд куб. м газа по украинской газотранспортной системе.

Третья проблема, которую создает этот проект, – проблема с газоснабжением уже наших внутренних потребителей. В случае сокращения транзита (тут цифры разные, "Газпром" называет 15 млрд кубов, а по объективным оценкам на уровне около 30 млрд куб. м сохранится транзит газа по нашей территории) газотранспортная система в существующем виде уже будет не нужна, она будет генерировать убытки. Соответственно, нужно пересматривать технические принципы ее функционирования, а это потребует очень серьезных вложений. И пока в правительстве никто не поднимал вопрос, как будут функционировать украинская газотранспортная и газораспределительная системы после 2020 года в случае негативного сценария.

Екатерина Шумило

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢