Сила бумажной любви. Предъявит ли Эрдоган Путину украинский Ан-188?

Точка зору

В госпредприятии "Антонов", где разрабатывают этот самолет с 2015 года, пригласили в партнеры турецких коллег, а на международном аэрокосмическом салоне Eurasia-2018 стороны объявили о переходе к "практической реализации" в создании Ан-188.

После этой новости в "Укроборонпроме", куда с 2015 года входит "Антонов", посулили новому украинско-турецкому самолету место среди мировых лидеров. Посмотрим, есть ли основания для такого оптимизма.

В ожидании новой серии

Ан-188 проектируют на базе Ан-70 в продолжение военно-транспортной линейки "Антонова". Вообще в современном арсенале производителя несколько транспортных и пассажирских моделей и большие мечты. Согласно утвержденному в прошлом году маркетинговому плану госпредприятия, до 2023 года нужно выпустить не менее 70 самолетов, в частности пассажирские – для внутреннего рынка и 20 транспортников Ан-178 для стран СНГ, Турции, других заказчиков из Азии и Африки. Но проблема в главном: производство машин прекращено. Если не учитывать прототипы, с 2011 года выпустили и продали только 16 серийных самолетов: шесть Ан-32, четыре Ан-148 и шесть Ан-158. Кроме того, в апреле 2015 года выкатили из ангара демонстрационную модель Ан-178, а в декабре 2016 года – Ан-132. Затем их презентовали в полете. И все.

Главная причина простоя – разрыв экономических связей с Россией, которая поставляла около половины комплектующих и сама была крупным покупателем. Но не только. Новый глава "Антонова" Александр Кривоконь недавно признал в интервью "Лиге", что твердых заказов у предприятия сейчас нет, а оптимистические планы основаны на множестве меморандумов о сотрудничестве. Хотя ранее сообщалось, что 10 самолетов Ан-178 планируют купить азербайджанцы, они подписали контакт с "Антоновым" в июне 2016 года и якобы уже внесли предоплату. Тестируют Ан-178 и турецкие партнеры. Кроме того, саудиты заинтересованы в специализированных вариантах Ан-132. Также наш авиапроизводитель рассчитывает получить заказ на три самолета Ан-148 от Минобороны Украины, хотя переговоры идут уже несколько лет.

При этом стоит отметить и несомненный прогресс за последние годы – успешную замену российских комплектующих: Ан-132 стал первым самолетом без деталей из России. 

Крупнейший в среди новейших

Более перспективное для "Антонова" направление – это производство военно-транспортных и специальных самолетов, поскольку здесь меньше конкуренция и есть традиционные рынки сбыта.

За последние годы поставили на крыло средний транспортник Ан-178 (на смену Ан-12) и легкий среднемагистральный Ан-132 (вместо Ан-32). Первый может перевозить 18 т на 1000 км при перегоночной дальности полета 5500 км, а второй – 9,2 т на 1270 км при перегоночной дальности – 4400 км. Обе машины довольствуются даже грунтовыми аэродромами.

По сравнению с ними Ан-188 – гигант. Он обещает стать многоцелевым военно-транспортным самолетом на смену Ан-70 грузоподъемностью до 50 т и дальностью полета при полной загрузке свыше 3000 км. Преимущество модели – возможность приземляться на грунтовых взлетно-посадочных полосах от 600-800 м. Кроме новой электроники и систем управления, главное отличие Ан-188 от своего предшественника в четырех сердцах самолета – двигателях, которые будут не винтовентиляторными, а турбореактивными. Оснастят машину двигателями западного производства CFM56-5А1 (хотя останется возможность использовать отечественные агрегаты Д-436 или АІ-28). Кстати, именно из-за двигателей "Антонов" решил модернизировать Ан-70, потому что установленные на нем винтовентилляторные модели, по словам бывшего вице-президента компании Александра Коцюбы, выпускаются только в российском Ступино.

В "Укроборонпроме" заявляют, что Ан-188 сможет перевозить военную технику всех видов, военное и строительное оборудование, вертолеты и до 300 солдат с возможностью их высокоточного десантирования. Самолет также предназначен для гуманитарных грузов, палетов и контейнеров. Важно, что транспортник должен соответствовать стандартам НАТО как по оборудованию, так и по тактике применения.

По словам директора программы Ан-188 Владимира Шмырева, подобные самолеты в мире проектируются за миллиарды долларов в течение 8-10 лет, а "Украина сделает это дешевле и построит за 4-4,5 года".

В мощной компании

По целевому назначению Ан-188 займет нишу между средним транспортником Lockheed С-130J грузоподъемностью 19 т и тяжелым Boeing С-17А, способным взять на борт аж 78 т. Еще один тяжелый конкурент – российский Ил-76 с дальностью полета 4000 км при максимальной загрузке 60 т. Соперником Ан-188 с более соизмеримыми габаритами на мировом рынке будет Airbus A400M, который немного уступает ему по грузоподъемности, но выигрывает по дальности полета.

К тому же, у самого Ан-188 в проекте есть почти двойник Ан-77, у которого могут остаться винтовые двигатели, причем отечественного производства. И все бы хорошо, если бы эти важнейшие агрегаты марки Д-27, выпускаемые на "Мотор-Сичи", не нуждались в воздушных винтах СВ-27 российского НПП "Аэросила".

Лететь на юг

Так какие перспективы Ан-188? По оценкам "Антонова" на 2016 год, потребность мирового рынка в самолетах типа Ан-70 в период до 2035 года составляет 300 машин. При этом другие украинские транспортники, уже по данным правительства, могут быть затребованы в таком количестве: 260 Ан-132 до 2035 года и 70 Ан-178 до 2027-го. Если же вспомнить о планах "Антонова" за несколько лет выпустить только 70 самолетов (включая пассажирские), складывается впечатление, что в компании и не надеются полностью воспользоваться потенциальным спросом.

Тем не менее в "Антонове" уверены, что именно Ан-188 станет основой для сотрудничества с ведущими авиационными корпорациями мира. Куда полетим? Традиционные рынки сбыта "Антонова" – Южная Америка, Африка и Азия. В первую очередь следует говорить об Индии, которая имеет большой опыт эксплуатации сотен АНов еще со времен СССР, а старые машины, кстати, приходит пора заменять. Еще два года назад в "Укроборонпроме" подчеркивали заинтересованность индийских компаний в Ан-188, Ан-124, Ан-178 и других моделях украинского производителя.

Естественно, Ан-188 нужен и партнерам из Турции, которая имеет вторую по масштабу армию в НАТО после США и постоянно присматривается к военным транспортникам. Турки готовы не только принять участие в производстве самолета, но и продвигать его на мировом рынке. И здесь разработчики предусмотрительно сделали ставку на соответствие стандартам НАТО. Однако о количестве проданных Ан-188 говорить рано, ведь самолет еще "бумажный". Успехом можно будет считать, если за последующее десятилетие удастся поднять в воздух и отправить заказчикам хотя бы несколько десятков таких машин.

Алексей ШЕВНИН

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢