Удар по бляхам. Как снизят акцизы на подержанные автомобили

Точка зору

В частности, в законопроекте №8487 содержится формула для расчета акцизных ставок, а в законопроекте №8488 – штрафы для нарушителей. Подробно о нововведениях также рассказала глава налогового комитета парламента Нина Южанина в блоге на "Экономической правде".

Проблемы с так называемыми "евробляхерами" – владельцами или пользователями автомобилей с иностранной регистрацией – давно понятны, однако долгое время считались неразрешимыми. Дело в том, что люди наладили серые схемы по ввозу авто, в основном из Литвы и Польши, в обход растаможки. Чтобы не платить необходимые налоги и сборы, такие машины, обычно при помощи специальных фирм, перегоняют через границу в двух режимах – транзита (до 10 дней) и временного ввоза (до года). Затем нередко срываются эти сроки, да и правила ввоза (во втором режиме нужно работать на иностранную фирму на ее же машине) – и счастливые водители рассекают по стране на нерастаможенных машинах. Кроме убытков для казны, от "евробляхеров" еще и другая опасность – повышенная аварийность как следствие беспечности: из-за того, что машины не зарегистрированы, трудно определить их принадлежность, например, в случае побега с места ДТП.

Сколько "евроблях" в Украине? Оценки разнятся в несколько раз. Согласно данным Государственной таможенной службы, по состоянию на 1 мая в Украине находились более 315 тыс. авто, зарегистрированных в других странах и въехавших по транзиту или временному ввозу, из них 125 тыс. – с нарушением срока пребывания. Сами же пользователи авто на неукраинских номерах уверяют, что их около полутора миллиона.

Наконец, после долгих лет споров, препираний и запугиваний, законодатели, кажется, нашли компромиссный вариант: иссечь причины для обхода растаможки кратным уменьшением самого "весомого" налога, взимаемого за ввоз авто, – акциза.

Формула акциза: считаем по-новому

Если новые нормы утвердят, акциз будет равняться базовой ставке, умноженной на два коэффициента. Последние нужны для регулирования оплаты в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля. Другие характеристики, в том числе и марка авто, в расчет не берутся.

Базовая ставка для авто с бензиновым двигателем – 50 евро, с дизельным – 75 евро.

"Коэффициент двигателя" (КД) – это отношение его объема к 1000.
"Коэффициент возраста" (КВ) – количество календарных (полных) лет машины.

Расчёты производятся по такой формуле:

Акциз = Базовая ставка х КД х КВ,

или подробнее:

Акциз = Базовая ставка х Объем двигателя/1000 х Возраст машины (в годах).

Пример от Южаниной для автомобиля с двигателем на 2000 куб. см 2012 г. в. (пять календарных лет).

Акциз = 50 x 2000/1000 x 5 = 500 евро.

Рассчитаем сумму акциза и для меньшего дизельного автомобиля 2005 г. в. (12 полных лет) с двигателем 1600 куб. см:

Акциз = 75 х 1600/1000 х 12 = 1440 евро.

Теперь зафиксируем главные новации относительно растаможки.

Во-первых, будет разрешен ввоз более старых автомобилей. На сегодня в Украину можно легально завезти только машины, которые соответствуют как минимум экостандарту "Евро-5", то есть не старше 2010 г. в.

Во-вторых, ставки акциза действительно падают в разы, даже многократно. Сравним. По еще действующим правилам, за новую машину с объемом двигателя в 1,6 тыс. куб. см придется заплатить 427 евро акцизного налога, возрастом до пяти лет – 2 629 евро, свыше пяти лет – 3906 евро. Все потому, что, согласно Налоговому кодексу, сейчас предусмотрена значительная плата за 1 куб. см двигателя в зависимости от его литража и возраста автомобиля. А согласно предложенным нормам, авто с таким двигателем на бензине, скажем, 2015 г. в. – "удостоится" акциза всего в 160 евро (а не 2 629 евро), а 2010-го – в 560 евро (а не 3906 евро).

А дальше неочевидный, но важный момент. Любители новых джипов окажутся в выигрыше по сравнению с теми, кто покупает старенькие легковушки из-за границы. В предложенной формуле возраст машины будет более весомой переменной, чем объем его двигателя. Так, за старенькую малолитражку на бензине (2005 г., двигатель – 1,4 куб. см) придется заплатить акциза почти в два раза больше – 840 евро, чем за бензиновый внедорожник 2015 г. с двигателем на 4500 куб см – 450 евро.

Стоит отметить, что, кроме акциза, существенно "утяжеляют" цену авто и другие обязательные платежи на границе: пошлина – 10% от таможенной стоимости (для автомобилей из ЕС – от 5%) и НДС – 20% от всей суммы, включая акциз и пошлину. Однако самый большой прирост цены при растаможке традиционно был за счет акциза, который наконец обещают снизить.

Огромные штрафы и лишения прав

Налоговый комитет Верховной Рады также предложил правовые ужесточения. Второй и все последующие автомобили нерезиденты могут ввозить на территорию Украины только под гарантию уплаты всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено. Также усиливается ответственность за нарушение таможенных правил: человек, который "временно" въехал на автомобиле, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам. Штраф за это – 34 тыс. грн. Накажут гривней и тех, кто будет незаконно кататься на "евробляхах", попавших в Украину по транзиту или временному ввозу. Первый раз попался – 8,5 тыс. грн, второй – 17 тыс. грн, лишение водительских прав на 1 год и изъятие авто. В проекте закона также усиливается взаимосвязь между силовыми и контролирующими органами по выявлению нарушителей на машинах с иностранными номерами.

Алексей ШЕВНИН

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢