Самолеты задерживаются, а сотни туристов вынуждены ждать в аэропортах: почему это происходит

Точка зору

С началом сезона отпусков украинцы и турфирмы столкнулись с проблемой. Самолеты стали чаще задерживаться, а туристы – застревать в аэропортах. В середине июня полтысячи украинцев не смогли вылететь в Турцию. Все они купили путевки через турагентство. Перед вылетом пассажирам сообщили, что их самолет сломался. Недавно проблемы возникли у клиентов Join UP! – туристы не смогли вылететь из Турции в Украину, и из Украины отправиться на отдых. Из-за участившихся задержек турфирма сократила перелеты в Турцию. Под сокращение попали 1010 туристов, которые уже заплатили за туры.

Почему рейсы стали чаще отменять, а туристам приходится ждать в аэропортах, разбирался сайт "Сегодня".

Авиакомпаниям не хватает самолетов

Проблемы возникли только с чартерными перевозками, регулярные рейсы практически отправляются без проблем. Одна из причин – украинцы стали больше летать, говорит Павел Григораш, исполнительный директор туристических агентств Украины. По данным Госавиаслужбы, с июня 2017 года авиаперевозки выросли на 49,2%. В первом полугодии 2018-го – на 22%.

Из-за роста перевозок парк самолетов авиакомпаний загружен по максимуму.

"Чартерный авиапарк не может обеспечить все заявленные рейсы без задержек из-за отсутствия резервных бортов. В случае технических проблем у одного борта, возникает цепная реакция", – поясняет Григораш.

Проблемы есть и в турфирмах, и на авиалиниях, считает Сергей Александров, президент и соучредитель сервиса по защите прав пассажиров AirAdvisor. Первые продают билеты на несуществующие авиарейсы или расписания, чрезмерно эксплуатируют авиапарк. Вторые используют устаревшие самолеты и оборудование, и тоже перегружают свой авиафлот и персонал.

Коммерческий директор компании Join UP Александр Альба поясняет задержки рейсов так: в летний период поток чартеров в Египет уменьшается за счет роста спроса на Турцию, Болгарию, Испанию. В эти страны лететь на 2-3 часа меньше. Получается, один самолет, летавший зимой два рейса в день, начинает летать три-четыре, но более коротких рейса. И при малейшем сбое смещается все расписание. Сбоем может быть, например, птица, попавшая в двигатель. Тогда самолет выходит со строя на несколько дней, а то и недель.

Именно из-за перегрузки на чартерных перевозках Join UP и сократил летную программу. Это снизит нагрузку на сами авиакомпании, и туристы не будут страдать от ожидания в аэропортах. Всего турфирма сократила 14 рейсов. Эти полеты сняли с тех авиакомпаний, которые чаще задерживались – Bravo и YanAir.

В следующем году турфирма собирается уменьшить зависимость авиакомпаний и обеспечить 80% чартерных перевозок самолетами Sky Up.

Что и кому компенсируют

Компенсация положена только при отмене рейса, говорится в Воздушном кодексе. Если рейс задерживается, то авиакомпания должна предоставить пассажиру воду и питание. При длительной задержке – размещение в гостинице и трансфер до отеля и обратно. За рубежом организацией проживания и трансфером при задержках рейсов занимается туроператор, а расходы потом возлагает на авиакомпанию или, по крайней мере, пытается это сделать.

В Join UP при задержке рейса предоставляют воду и питание туристам, говорит Александр Альба. При задержке на более, чем 10 часов, турфирма компенсирует стоимость первых суток проживания в отеле. Но туроператор может помочь пассажирам с питанием, водой и жильем, если о задержке рейса становится известно до начала регистрации. Когда пассажир сдал багаж и прошел в транзитную зону – туроператор не имеет к нему доступа.

В этом случае о пассажире должна позаботиться авиакомпания. При задержке авиаперевозчик обязан обеспечить клиентов водой, через три часа – предоставить холодное питание, через шесть часов – горячее.

Всем туристам, которых коснулось сокращение, в Join UP обещают компенсации. Во-первых, туристы могут полететь в ту же дату и в тот же отель, но из другого города. Проезд в этот город Join UP обещает обеспечить или компенсировать. Если такой вариант не подойдет – турфирма готова вернуть 100% суммы.

Однако полная ответственность за отмену или задержку рейса лежит на авиакомпании, говорит Александров. Авиаперевозчик может не выплатить компенсацию, если отмена или задержка рейса связана с чрезвычайными ситуациями, например, погодными условиями или забастовкой сотрудников.

Если рейс все же отменили, надо получить на стойке регистрации или в кассе авиакомпании документальное подтверждение отмены рейса. Сохранить билеты и посадочные талоны. В случае дополнительных расходов, связанных с отменой рейса – питание, проезд, проживание в отеле, – следует сохранять чеки, подтверждающие такие расходы.

Но иногда и это не помогает. Проблемы возникают еще на этапе общения с авиакомпанией, говорит Александров. Претензию пассажирам могут просто отказаться рассматривать. Дело в том, что авиакомпании требуют присылать претензии обычной почтой, что противоречит закону. Только одна компания в Украине принимает претензии электронной почтой.

"По "Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа" перевозчик обязан рассмотреть претензию и сообщить заявителю о ее удовлетворении или отклонении с обоснованием на протяжении трех месяцев с даты получения. При этом "Закон об обращении граждан" устанавливает, что обращения рассматриваются в срок не более одного месяца с даты получения. А те, которые не требуют дополнительного изучения – неотложно, но не позже пятнадцати дней со дня получения", – отмечает Александров.

Но авиалинии пользуются именно правилом трех месяцев. И ответственности за игнорирование претензии нет.

"Даже если пассажир решится на суд и выиграет его, то авиалиния оплатит абсолютно ту же сумму средств, которую выплатила бы до суда. Таким образом, авиалиниям выгодно отказывать или игнорировать претензии пассажиров, так как немногие дойдут до суда и даже им авиалиния не оплатит более того, чем она должна оплатить и до судебного порядка", – добавляет правозащитник.

Новини

17 Січня 2025

Мінрозвитку не комунікує з бізнесом стосовно підвищення тарифу на вантажні перевезення Укрзалізниці – Укрметалургпром

Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

У Мінекономіки заявили про рекордне зростання ВВП на душу населення

Галущенко сказав, скільки витратили на будівництво двох енергоблоків ХАЕС

Україна постачатиме водень до ЄС – підписали меморандум про створення коридору

Нафтогаз торік ввів в експлуатацію 83 нові свердловини, видобуток газу сягнув майже 14 мільярдів кубів

Велика Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

Російський експорт палива різко підскочив до максимуму майже за рік напередодні нових санкцій США 

16 Січня 2025

Розкрадання майже 60 млн грн Укренерго: суд арештував одного з підозрюваних

Рада продовжила мораторій на банкрутство державних вугільних шахт 

ЄC планує заборонити імпорт алюмінію з Росії

Українські підприємства скоротили споживання металопрокату на 6,3% у 2024 році

Мінекономіки оновило каталог індустріальних парків

15 Січня 2025

Українські АЗС знову підвищили ціни на всі види пального

Євросоюз зацікавлений у посиленні санкцій проти металу з рф

Гетманцев вніс у Раду законопроєкти про оподаткування всіх посилок 

ВСІ НОВИНИ ⇢