Рост тарифов не решит проблем Укрзализныци, но усугубит их у металлургов, строителей и аграриев

Точка зору

Анонсированный недавно рост грузовых тарифов «Укрзализныци» взбудоражил крупный бизнес. Причина обеспокоенности корпораций проста: доля транспортных затрат в структуре себестоимости продукции металлургов и аграриев и без того зашкаливает. Может выйти так, что железнодорожные тарифы попросту съедят весь тот позитив, который наметился на ключевых для Украины экспортных рынках – черных металлов, зерна и масличных.

Металлурги взвыли

Особенно болезненно на грядущее подорожание отреагировали металлурги. До 12-15% стоимости производимой ими продукции формируется за счет затрат на оплату услуг «Укрзализныци». Если и дальше повышать тарифы, доля ж/д перевозок в структуре себестоимости будет неизбежно расти, а конкурентоспособность украинского металла – падать.

Председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький выступает категорически против дальнейшего повышения тарифов на грузоперевозки.

«С момента последнего повышения ж/д-тарифов (с 30.11.2017 на 15%) «Укрзализныця» провела ряд мероприятий (либерализация вагонной составляющей тарифа и прочее), в результате чего затраты грузовладельцев на перевозки выросли еще на порядка 15 млрд грн. в год. Если примут проект приказа Мининфраструктуры о т.н. уравнивании классов грузов на порожний пробег, к этой сумме прибавится еще порядка 5 млрд. грн. в год. То есть еще до фактического повышения тарифа транспортные издержки увеличатся на 20 млрд. грн. ежегодно», – объяснил UBR.ua председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

Конечно, добавляет он, далеко не вся эта сумма достанется самой УЗ – часть осядет у частных операторов вагонного парка. Но для бизнеса эти тонкости значения не имеют. Для многих компаний такие расценки просто неподъемны.

«Наша позиция – больше никаких компромиссов с «Укрзализныцей» до создания Нацкомиссии по регулированию тарифов на транспорте. Ну не может монополист беспрепятственно придумывать сам для себя удобный уровень тарифа, чтобы прикрыть собственную неэффективность, которая в этом году просто зашкаливает», – резюмирует Сергей Беленький.

Его мнение разделяет и президент объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков. Он указывает на ужасающую ситуацию в УЗ, которая во многом обусловлена критическим дефицитом локомотивов.

Так, говорит эксперт, на конец августа 2018 г. насчитывалось 298 брошенных маршрутов, в среднем по 50 вагонов в каждом. На железных дорогах Украины без движения стояли 15 тысяч пригодных к эксплуатации вагонов, а это пятая часть действующего вагонного парка.

Готовы помочь

По оценкам экспертов, УЗ для стабильной работы не хватает около сотни локомотивов. Причем из года в год ситуация только усугубляется – если в 2014 году на дороги выходил 641 локомотив, то в этом году 564.

Одна из основных причин сложившейся ситуации заключается в том, что компания просто не может своевременно закупить необходимые комплектующие и запчасти для своевременного ремонта подвижного состава из-за организационных препон, говорят промышленники. И даже готовы помочь железной дороге добиться пересмотра закупочных процедур, с целью обезопасить их от влияния недобросовестных спекулянтов и посредников, которые срывают проведение тендеров.

Проще говоря, «Укрметаллургпром» предлагает «Укрзализныце» своеобразный компромисс: железнодорожный монополист не торопится повышать тарифы, а взамен промышленники способствуют ремонту и модернизации столь критически необходимого локомотивного парка.

Строители пугают подорожанием «квадартов»

Планы «Укрзализныци» поднять расценки могут негативно сказаться и на строительной отрасли. По оценкам гендиректора Промышленно-строительной группы (ПСГ) «Ковальская» Сергея Пилипенко, из-за роста тарифов «Укрзализници», себестоимость строительства может вырасти еще на 5%. По его данным транспортные расходы в себестоимости и так растут:

  • По состоянию на сентябрь 2018 транспортная доля в цене щебня составляет 52% против 29% в январе 2018 г.;
  • Песка — 83,4% против 50%;
  • Шлака — 73,5% против 50%;
  • Цемента — 17,8% против 8,5%.

Повышайте, но не закрывайте

А вот аграриев больше беспокоит не столько рост тарифов, хотя и они не восторге от планов УЗ, сколько намерения компании «оптимизировать» инфраструктуру. По мнению директора по экономике и финансам ПАО «Укрзализныця» Андрея Рязанцева, ранее созданная инфраструктура не способна себя окупать, а закрытие убыточных ж/д станций позволит сэкономить около 6 млрд грн., что даст возможность снизить давление на бизнес.

В интервью ubr чиновник возмущался, что «Укрзализныця» вынуждена обслуживать, например, железнодорожную линию длиной 80 километров и станцию, где в среднем грузится один грузовой вагон в 2 недели, а локомотив вынужден «тащить» один единственный пассажирский вагон.

Но дело в том, что во время уборки зерновых «один вагон» превращается в 20-30. Хотя в низкий сезон потребность в транспорте может падать еще сильнее. Если такую станцию закрыть, вывезти зерно во время уборочной можно будет только еще более дорогим автотранспортом.

Надо отметить, что зернотрейдеры и так стараются максимально диверсифицировать транспортные потоки. Например, активно осваивают реки.

«Лидером здесь является компания «Нибулон», которая строит элеваторы на реках Днепр и Южный Буг с возможностью отгрузки зерна водным транспортом. Однако доступ по судоходным рекам ко всем зерносеющим регионам организовать невозможно, поэтому зависимость аграриев от «Укрзализныци» все равно будет сохраняться», – говорит заместитель директора по логистике «Торгового дома «Дельта Вилмар» Валерий Ткачев.

Зернотрейдеры даже согласны на умеренное повышение тарифов на грузоперевозки – взамен сохранения «Укрзализицей» столь важной для них региональной железнодорожной инфраструктуры.

Во всем виноваты пассажиры

Не в восторге от новых железнодорожных инициатив и региональные власти. Для них «ненужные станции» – важная составляющая транспортной инфраструктуры социальной направленности. Но чтобы сохранить ее, уверены в УЗ, государство и местные власти должны пойти на встречу компании и компенсировать ей убытки от пассажирских перевозок.

По словам Рязанцева, в прошлом году «Укрзализныця» получила 10 млрд грн. убытков от пассажирских перевозок. И не получила за него ни копейки возмещения. Потому перевозчик и вынужден постоянно повышать грузовые тарифы, чтобы компенсировать низкие пассажирские.

Владимир Цхведиани

Новини

7 Травня 2024

Відновлення енергосистеми потребує міжнародної допомоги та перегляду тарифу на світло влітку

У квітні попит на вантажівки в Україні зріс на 13% відносно минулого року

Україна має працювати над посиленням європейських санкцій та скасуванням пом’якшень – експерт

У Раді оцінюють збитки енергетичної інфраструктури від атак у $12,5 млрд

Уряд продовжив строк бронювання від мобілізації ще на місяць

ЄС готовий до жорстких торговельних заходів проти Китаю

Уряд підтримав законопроєкт про ратифікацію угоди про вільну торгівлю з Туреччиною

Котирування Platts не мають застосовуватися при розгляді трансфертного ціноутворення – юрист

Вантажне судно з України перекрило рух через Босфор

Британія виділила Україні 20 млн дол на інноваційні проекти в енергетиці

Гарантований покупець виплатив ще 4,3 млрд за зеленим тарифом

НБУ посилить контроль за поверненням експортерами валютного виторгу в Україну

Експорт бензину залізничним транспортом рф скоротила на третину

S&P підвищило довгострокові рейтинги Туреччини

EUROFER прогнозує падіння виробництва труб у ЄС у 2024 році

Каметсталь з початку року відвантажила 160 тис тонн прокату

ВСІ НОВИНИ ⇢