Электоральный цикл давления на центробанк

Точка зору

Отклонение от инфляционной цели в 2017 году, обострение проблемы рефинансирования государственного долга и коррекция курса гривни в сочетании с негативными ожиданиями по поводу предвыборной фискальной сдержанности углубляют разрыв в восприятии макроэкономической ситуации в Украине в разрезе политиков и экспертов. 

 

Для одних это пример того, как центробанк, ограниченный в своей способности влиять на повестку дня реформ, оказался уязвим к ряду неблагоприятных шоков, на которые реагировал достаточно мягко в течение 2017 года, но усилил антиинфляционную направленность политики на протяжении 2018-го. Для других — дополнительный аргумент в критике избранного монетарного режима инфляционного таргетирования. Такие "дополнительные аргументы" все больше вырисовываются в спланированную многопериодную игру по переводу монетарной политики на более привычные для отечественных политиков рельсы опиатного сочетания курсовой стабильности и стимулирования кредитной экспансии. Сочетания, типично завершающегося валютными и банковскими кризисами. В наиболее радикальной форме речь уже идет не просто о недовольстве повышением процентных ставок, а об обосновании эмиссии, дефолта и других макроэкономических причуд.

Приближение процентной ставки к 20% стало чем-то вроде прорыва македонской фаланги популизма. И это на фоне важной коррекции курсов практически во всех странах с формирующимися рынками. Это в условиях замедления Индии, а также Китая, финансовая власть которого в последнее время прилагает значительные усилия для решения проблемы накопления явных и скрытых долгов почти всеми институциональными секторами. На фоне жестокого кризиса в Аргентине со ставками в 60% и поучительного случая Турции, где борьба с инфляцией и девальвацией с помощью снижения ставок завершилась их повышением до 24%.

В критических упреках по поводу монетарной политики в Украине прослеживается определенная электоральная закономерность. После изменения монетарного режима начинается раунд критики его дезинфляционной направленности. Этот раунд опирается на почти 27-летние тезисы об инфляции расходов и преступности борьбы с такой инфляцией монетарными методами. В этой ситуации усиливающаяся риторика об инфляции расходов становится крайне опасным инструментом делегитимизации инфляционного таргетирования, а по большому счету, и всех изменений, произошедших в финансовом секторе за последнее время (олигархический банкинг, идентификация владельцев и конечных бенефициаров финансовых учреждений, идентификация связанных лиц, ограничение инсайдерского кредитования, изменение подходов к оценке кредитных рисков и введение экономически обоснованных требований к капиталу).

Чем ближе следующие выборы, тем сильнее проявляется радикализация взглядов отдельных политических групп и обслуживающей "экспертной среды" в продвижении идей, которые с позиции современных практик работы центробанков уже даже не выглядят экзотикой. Они, скорее, граничат с чем-то наподобие суицидального порыва мотылька экономической политики на венесуэльский фонарь. И это, наверное, неудивительно для стран со слабыми институтами, фрагментированными элитами и поляризованными доходами. Структурные изменения тормозятся перед выборами, поэтому конкурирующие политики оценивают шансы на победу как равноценные. Договоренности о повестке дня реформ усложняются верой в победу. Застывшим рейтингам нужен допинг. И критика непопулярных решений, так же, как и продвижение болезненных макроэкономических идей (вроде эмиссии на запуск экономики) становятся стимулятором электорального спринта последней надежды.

В чем опасность подобной риторики? Она позволяет постоянно подогревать псевдотеоретический и общественный интерес к тому, что монетарная политика ограничена в эффективной борьбе с инфляцией. Что бороться с ней центробанк должен смягчением политики.

Развитие экономики намного легче представить как окошко, из которого раздают дармовые кредиты, чем проектировать институты, которые бы обеспечивали рост производительности факторов производства в долгосрочной перспективе, гарантировали демонополизацию рынков и здоровую конкуренцию, демонтаж олигархизма и поощряли инновации.

Во-первых, такой корпус мышления демотивирует общество формировать запрос на сильный центробанк, который должен бороться с инфляцией.

Во-вторых, сам центробанк может утратить стимул к борьбе с инфляцией, поскольку его руководство оказывается в зоне повышенной политической неопределенности, в которой любые попытки реально реализовать антиинфляционную программу получат слабую политическую поддержку.

В-третьих, выведение центробанка из зоны ответственности за инфляцию открывает путь к легитимизации перепрофилирования монетарной политики в продолжение бюджета, инструмент госплана или прямого олигархического обворовывания общества. Институциональный формат "облегченного" доступа к финансированию может быть разным. Но в рентоориентированном обществе — это прямой путь к присвоению средств владельцев. Вместе с тем это удобно продается как продукт стимулирования экономики на электоральном рынке, наполненном унынием и отчаянием.

В-четвертых, это создает удобную позицию для обоснования разного рода программ, в рамках которых можно не реформировать экономику, а относительно долго перераспределять ренту. Правда, кому-то достанется индексация в объеме 100 грн в месяц, а кому-то миллиардные субсидии.

В-пятых, это не мотивирует реформировать неэффективную затратную экономическую систему, которая, собственно, и генерирует значительное затратное давление на цены. "Стимулировать" политически привлекательнее, чем вступать в борьбу с олигархическими бизнес-группами, контролирующими региональные или отраслевые рынки, либо же предлагать приемлемую модель трансформации естественных монополий.

В-шестых, подмена финансирования инноваций через собственный капитал кредитованием может легко превратиться в элегантную форму замаскированного вывода средств из банков. Характерной особенностью инновационных проектов являются риск и неопределенность будущей технологической траектории. У банковского кредитования есть предел приемлемого риска. Именно поэтому финансирование инноваций в основном опирается на собственный капитал. Повышение доли заемных средств появляется на дальнейших, а не на начальных стадиях инновационных проектов. А значит, защита прав собственности, гарантии честной конкуренции, снижения затрат вхождения в рынок являются намного более весомыми факторами стимулирования инновационного развития. В рентоориентированной экономике активное кредитование инновационного проекта могут реализовать разве что инсайдеры, политически мотивированные и неуязвимые к риску банки или создатели схем. Но все ли подобные проекты будут действительно инновационными?

В-седьмых, хроническая инфляция ухудшает инфляционные ожидания, делает их нестабильными и крайне уязвимыми к любому стрессу. Какие сектора в наибольшей степени от этого страдают? Те, которые больше всего зависят от кредитования, так называемые кредитно ограниченные (credit constrained)/зависимые от внешнего (заемного) финансирования (external financial depended). Нетрудно догадаться, что это машиностроение, у кредитования которого существуют определенные структурные барьеры в виде асимметрии информации, высокого уровня специализации активов, единичности изделий и т.п. Любые призывы к структурной перестройке на основе новой индустриализации или восстановления промышленности невозможно воспринимать всерьез без принципиальной концентрации на стабилизации инфляционных ожиданий и снижении инфляции, за которыми следовало бы снижение процентных ставок, не говоря уже о правах собственности, легкости ведения бизнеса или присоединения к электросетям.

Впрочем, едва ли не наибольшей опасностью эмиссионно-дефолтных нарративов является то, что они возбуждают общество в направлении еще худших инфляционных ожиданий, борьба с которыми потребует более высоких ставок. Чем более маргинализованными будут обещания о достижении благоденствия, тем в большей степени это будет формировать напряжение в обществе по поводу макроэкономической ситуации поствыборного периода. И тем больше это будет порождать неуверенность в запасе прочности независимости центробанка у одних, так же, как пьянить ожидаемым эмиссионным допингом других. Выиграет ли общество от этого? Только проиграет.

Статья предоставлена Киевской школой экономики в рамках проекта KSEVoice.

Виктор Козюк

Новини

17 Січня 2025

Мінрозвитку не комунікує з бізнесом стосовно підвищення тарифу на вантажні перевезення Укрзалізниці – Укрметалургпром

Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

У Мінекономіки заявили про рекордне зростання ВВП на душу населення

Галущенко сказав, скільки витратили на будівництво двох енергоблоків ХАЕС

Україна постачатиме водень до ЄС – підписали меморандум про створення коридору

Нафтогаз торік ввів в експлуатацію 83 нові свердловини, видобуток газу сягнув майже 14 мільярдів кубів

Велика Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

Російський експорт палива різко підскочив до максимуму майже за рік напередодні нових санкцій США 

16 Січня 2025

Розкрадання майже 60 млн грн Укренерго: суд арештував одного з підозрюваних

Рада продовжила мораторій на банкрутство державних вугільних шахт 

ЄC планує заборонити імпорт алюмінію з Росії

Українські підприємства скоротили споживання металопрокату на 6,3% у 2024 році

Мінекономіки оновило каталог індустріальних парків

15 Січня 2025

Українські АЗС знову підвищили ціни на всі види пального

Євросоюз зацікавлений у посиленні санкцій проти металу з рф

Гетманцев вніс у Раду законопроєкти про оподаткування всіх посилок 

ВСІ НОВИНИ ⇢