Мягкая эвтаназия: почему украинскую авиацию не спасут заграничные деньги

Точка зору

Украинская авиастроительная отрасль – в глубоком кризисе. Разрыв отношений с Россией вследствие ее агрессивных действий против нашего государства в Крыму и на Донбассе, фактически привел к остановке серийного производства самолетов из-за отсутствия целого ряда комплектующих. Проблему может решить партнерство с другими странами, в первую очередь, с США. "Апостроф" выяснил, насколько перспективно сотрудничество отечественного авиапрома с американским бизнесом, и возможно ли возрождение украинского авиастроения. Или же наоборот – Украина окончательно потеряет эту отрасль.

Украинский авиапром переживает не лучшие времена. По сути, на отечественных авиационных заводах прекратилось серийное производство. Во многом это связано с разрывом контактов с российскими предприятиями после аннексии Крыма и агрессии РФ в 2014 году. Процесс импортозамещения идет, но пока найти замену российским комплектующим полностью не получается.

Переговоры о сотрудничестве ведутся с американскими, канадскими, европейскими компаниями. Так, в июле 2018 года на авиасалоне в Фарнборо госпредприятие "Антонов" подписало соглашение с компанией Aviall – подразделением американского Boeing о поставках комплектующих, что должно позволить украинскому производителю до конца 2019 года построить 8 новых самолетов. Речь идет о линейке Ан-148, Ан-158 и Ан-178.

В ожидании инвестора

Еще у одного флагмана отечественного авиапрома – Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) ситуация и вовсе аховая – завод уже несколько лет является банкротом.

Вместе с тем, Государственный концерн "Укроборонпром" пытается реанимировать предприятие. В частности, в начале 2017 года появилась информация об инвестиционном проекте компании "ФЭД", которая "совместно с украинскими и зарубежными компаниями готова инвестировать в ХГАПП 3 млрд гривен" (оба предприятия находятся по соседству на улице Сумской в Харькове). Как продвигается этот проект, особо неясно. Зато известно, что с июня текущего года и.о. генерального директора завода стал Сергей Задорожный, советник директора ФЭДа, который 10 лет назад уже возглавлял ХГАПП, также в статусе и.о.

Но уже в августе этого года посол Украины в США Валерий Чалый сообщил о том, что на харьковский авиазавод заходит крупный американский инвестор "для совместного производства самолетов". При этом дипломат не назвал саму компанию.

Вместе с тем, еще в ноябре 2017 года стало известно о договоренности между "Укроборонпромом" и американской Oriole Capital Group, о том что последняя инвестирует 150 миллионов долларов в развитие производства многоцелевых транспортных самолетов Ан-74 на базе ХГАПП.

После появления информации об американском инвесторе харьковского авиазавода, в СМИ отмечали, что американский инвестор выглядит несколько подозрительно. В связи с этим "Укроборонпрому" даже пришлось выпускать специальный пресс-релиз с пояснениями "в связи с повышенным интересом к инвестированию американской Oriole Capital Group в ГП "Харьковское государственное авиационное производственное предприятие" 150 миллионов долларов". В пресс-релизе, в частности, отмечается, что Oriole Capital Group является так называемой SPV (special purpose vehicle) – то есть проектной компанией. Как заявили в госконцерне, Oriole Capital Group была создана для реализации конкретного проекта с ХГАПП, "ее задачей является аккумуляция ресурсов от разного типа инвесторов, фондов и общий менеджмент проекта, что является общей мировой практикой".

Как развивается этот проект, также сказать сложно, так как в публичной плоскости он не обсуждается, и новой информации, в том числе на сайте самой Oriole Capital Group, нет.

Также трудно однозначно сказать, является ли Oriole Capital Group тем самым американским инвестором, о котором говорил посол Чалый (или речь идет о другой компании, которую Oriole Capital Group могла привлечь к проекту).

Хорошая идея

Привлечение американского инвестора в отечественный авиапром является "очень хорошей идей, к тому же вполне реализуемой", заявил "Апострофу" источник, близкий к авиационной отрасли. По его словам, возможности совместного производства самолетов с целью их реализации в третьих странах обсуждаются уже достаточно давно. "Но этим нужно профессионально заниматься", – посетовал собеседник издания, добавив, что многие проекты срывались именно "из-за отсутствия профессионализма".

Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов еще более пессимистичен. По его словам, уже неоднократно официально объявлялось о приходе крупных инвесторов в авиастроение, "но после этого ровным счетом ничего не происходило, никто никуда не приходил".

В разговоре с "Апострофом" он высказал мнение, что основная проблема состоит в том, что авиационная отрасль Украины находится в плачевном состоянии, "в ней почти не осталось специалистов". 

"Для такой высокотехнологичной отрасли нужны большие инвестиции, а отрасль находится в разваленном состоянии. Поэтому американским компаниям абсолютно нецелесообразно (приходить на украинский рынок) – нет мотивировок для крупных американских инвесторов, чтобы приходить в украинское авиастроение", – отметил Суслов. Он также добавил, что "отдельные фирмы, имеющие отношение к авиастроению в США", действительно изучают возможности сотрудничества с предприятиями украинского авиапрома, но не для производства самолетов, а лишь отдельных деталей для американского авиастроения, которые в нашей стране делать дешевле.

Убей меня нежно

Но все же для американских компаний есть определенная целесообразность поддерживать украинское авиастроение, и причина здесь – не коммерческая привлекательность, и даже не благотворительность.

В комментарии "Апострофу" финансовый эксперт Алексей Кущ рассказал, что в США бизнес достаточно сильно связан с политикой, "и зачастую в оборонной сфере он выполняет не только чисто коммерческие функции, но и "делает приятно" государству".

Говоря о возможном проекте на базе харьковского авиазавода, он отметил, что в данном случае инвесторы из США приходят "не потому, что им очень интересно с нами сотрудничать, а потому, что Украина в понимании американцев – это крайне нестабильная страна, обладающая очень серьезными военными технологиями, в том числе авиационными и ракетными". Эксперт пояснил, что, если сейчас все бросить на произвол, предприятия в отсутствие восточных рынков очень быстро умрут, при этом "произойдет утечка людей как носителей технологий и, собственно, самих технологий, в результате чего они окажутся или в России, или, что еще хуже – в таких странах как Иран или Северная Корея с непредсказуемыми последствиями".

По словам Куща, в том же ключе следует рассматривать и соглашение между "Антоновым" и Boeing. "Какие-то заказы, возможно, будут, для того, чтобы поддерживать медленное угасание. При этом нужно понимать, что мы являемся прямыми конкурентами американцев и в ракетостроении и самолетостроении, и никто не хочет, чтобы Украина развивала проект своего гражданского самолета, поскольку, зачем Airbus или Boeing такой конкурент. Таким образом, это – такая "мягкая эвтаназия" для нашей авиастроительной отрасли", – резюмировал специалист.

Новини

3 Травня 2024

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

ВСІ НОВИНИ ⇢