Догнать и перегнать Маска? Почему в Украине электромобили так тихо едут

Точка зору

Верховная Рада до 2022 г. вновь освободила электромобили от уплаты НДС и акциза при их ввозе на территорию Украины. Соответствующие поправки предусмотрены в законопроекте об изменениях в Налоговый кодекс и другие законодательные акты (№9260), который на днях был проголосован.

Вообще-то уже с начала этого года в Украине ввозимые электромобили были освобождены от уплаты НДС (16,8%) и акцизного сбора (109 евро). Оставался только сбор в Пенсионный фонд (4,8%). Но только до 31 декабря. Этот недочет, собственно, и был исправлен новым законом.

По данным МВД, в Украине к сентябрю нынешнего года было зарегистрировано 15 696 легковых электромобилей и гибридов, в том числе 8267 первых и 7429 вторых. Подавляющее большинство – б/у, средний возраст электромобилей – 4,2 года, гибридов – 2,9 лет. Больше всего электромобилей (4647) – в Киевской области, 2471 – в Одесской, 1960 – в Харьковской.

При этом темпы ввоза таких машин быстро растут: только за август электрических и гибридных автомобилей в Украине стало больше почти на 1000 единиц. А в 2017 г. в сравнении с 2016-м продажи электромобилей увеличились в 2,3 раза, до 2697 единиц.
И именно в прошлом году доля б/у автомобилей на первичном рынке Украины превысила 85%, тогда как годом ранее соотношение новых электрокаров к подержанным составляло 49 к 51%. Наибольшим спросом у украинцев пользуется модель Nissan Leaf, на который приходится 90% продаж. Среди лидеров – Ford Focus и Tesla Model S, также пользуются спросом BMW i3, Fiat 500e и Toyota RAV4 EV.

Доля Nissan Leaf постепенно уменьшается: количество регистраций этой модели в августе – 371 единиц, на втором месте оказался BMW i3 (27 единиц), далее – Tesla Model S (21 единица). Тройка лидеров среди зарегистрированных гибридов в августе выглядит так: Toyota RAV4 Hybrid (113 единиц), Chevrolet Volt (65) и Toyota C-HR Hybrid (37).

Всего же в Украине зарегистрировано 6,57 млн легковых автомобилей, то есть имеющиеся в наличии 8267 электромобилей – это 0,13% от всего украинского легкового автопарка. Для сравнения: в Великобритании зарегистрированы 170 тыс. электрокаров, и это 0,5% всех автомобилей в королевстве. В целом же по миру этот показатель составляет 0,3%.

В Украине в целом немного зарядных станций для электромобилей, а т. н. "быстрых" зарядных станций (на них время зарядки меньше в шесть-семь раз) на порядок меньше, чем обычных, – что сильно ограничивает удобство их использования. Так, крупнейшая украинская сеть "Автоентерпрайз" оперирует 1417 станциями, из которых только 161 – "быстрая". Другая украинская сеть – "Тока" – насчитывает 62 обычные зарядные станции. Почти все – в Киеве и Одессе. Есть также сеть зарядных станций Go To-U – их 80, большинство расположены на АЗС "ОККО", и все медленные. Фирменных зарядных станций Tesla в Украине пока нет.

Между тем Министерство инфраструктуры в своей Концепции развития рынка электротранспорта в 2017 г. поставило цель: к 2020 г. в Украине в общих продажах авто доля электромобилей должна составлять не менее 15%.

Дальше – больше. 30 мая Кабмин одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 г. Drive Ukraine 2030, разработанную тем же Мининфраструктуры. И она предусматривает к 2030 г.:
– доля электрокаров в продаже автомобилей не ниже 50%;
– весь общественный транспорт электрический;
– два завода по производству электрокаров и батарей;
– мощности, производящие грузовики, самолеты, морские и речные суда на электрической тяге.

Вообще, "электрический" раздел Drive Ukraine 2030, включающий перечисленные пункты, выглядит одним из самых слабо проработанных в программе. Особенно последняя его часть, где говорится про собственное производство грузовиков, самолетов, морских и речных судов на электрической тяге.

Все перечисленное даже в самых развитых странах мира пока не вышло из стадии экспериментальных разработок. Есть электрический паром в Норвегии, есть грузовое судно, полностью работающее на электричестве в китайском Гуанчжоу, но его запас хода на одной зарядке всего 80 км.

С самолетами еще хуже, там пока летает только несколько одноместных прототипов. Проблема электросамолета в том, что энергетическая емкость литий-ионных батарей в десять с лишним раз меньше энергоемкости керосина.

С грузовиками чуть лучше: Tesla год назад представила свой первый электрогрузовик Tesla Semi Truck. По словам Илона Маска, грузовик способен проехать 804,5 км при полной загрузке (36 т) и на максимальной скорости (96 км/ч).

Никто еще не доказал коммерческую выгодность подобного транспорта и тем более не наладил его массовый выпуск. Однако Мининфраструктуры уже внесло его в свои планы.

А если без завиральных идей, то пока электротранспорт в Украине развивают только рядовые покупатели электромобилей. И то – благодаря налоговым льготам.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

10 Жовтня 2024

ДМЗ за підсумками вересня виробив 1,98 тис. тонн прокату

Глобальні викиди CO2 від енергетики досягнуть піку цього року

Термінові потреби України на відновлення становлять $5 млрд 

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢