Украинскому бизнесу оставили лазейки для налоговых оптимизаций
Точка зоруОдновременно с бюджетом-2019 депутаты традиционно приняли изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые должны сбалансировать доходы и расходы главной финансовой сметы страны на будущий год и улучшить администрирование налогов. Однако под шумок крупный бизнес смог протолкнуть в документы еще и нормы, существенно упрощающие возможность безнаказанно применять оптимизационные схемы и генерировать основную прибыль за пределами страны.
Главный бонус, который получил от народных избранников крупный бизнес — изменения в правилах контроля над трансфертным ценообразованием, которые попали в законопроект №9260 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра отдельных ставок налогов и сборов».
Трансфертное ценообразование в нашей стране контролируется уже более пяти лет. Это значит, что под пристальное внимание фискалов попадают операции наших компаний с контрагентами из низконалоговых юрисдикций и связанными лицами. Что, в идеале, должно препятствовать крупному бизнесу оптимизировать налоги.
Контроль над трансфертным ценообразованием затрагивает около 1500 крупнейших компаний страны. И эта часть бизнеса на законодательном уровне постепенно отвоевывает для себя определенные поблажки, суть которых — ограничить возможность Налоговой совать нос в детали хозяйственной деятельности холдинга. Законопроект №9260 корректирует контроль трансфертного ценообразования методом чистой прибыли.
По нему, чтобы подтвердить, что цена контракта соответствует рыночной, учитываются показатели рентабельности аналогичных операций между несвязанными компаниями. По словам юристов, именно этот метод используется в 90% случаев, когда налоговая хочет проверить, насколько прозрачна и честна, к примеру, была операция по поставке товара нашей компанией иностранному контрагенту. Таким образом можно выявить случаи типичной оптимизации, когда товар экспортируется по заниженной цене связанному лицу-резиденту низконалоговой гавани, а тот, в свою очередь, реализует партию по рыночной стоимости и таким образом, генерирует основную прибыль за пределами Украины с минимальной уплатой налогов.
«По новым правилам при определении трансфертной цены методом чистой прибыли тестируемой стороной будет выбираться контрагент, по которому, как говорится в законопроекте, «есть наиболее полная и документально подтвержденная информация о финансовых показателях контролируемой операции». То есть, после того, как новый закон вступит в силу, тестироваться будет именно украинская компания, а не ее контрагент в низконалоговой гавани. Ведь очевидно же, что наиболее полная и документально подтвержденная информация всегда будет относительно самого налогоплательщика, который совершал операцию. То есть право выбирать тестируемую сторону оставили, но, по сути, реальная возможность выбора теперь крайне ограничена. Ведь, если следовать букве закона, налоговая не сможет тестировать нерезидента. А ведь именно у него возникает огромная маржа за счет низкой цены при экспорте из Украины. Что будет во многих случаях на руку оптимизаторам», — пояснил партнер юридической компании «КМ Партнеры» Иван Шинкаренко.
Хотя у законодателей, поддержавших нововведение, безусловно, есть прекрасное оправдание — мол, до сих пор тестируемой стороной могли выбирать иностранного трейдера. А тот «рисовал» свои финансовые показатели как ему вздумается — проверить правильность полученной информации, а значит, и отследить правильность трансфертного ценообразования, у налоговой не было никакой возможности.
Но отговорка, прямо скажем, рассчитана на людей далеких от финансовой кухни крупного бизнеса и мировых фискальных тенденций. Наша страна уже задекларировала свое желание присоединиться к международной системе обмена налоговой информацией. По данным пресс-службы Кабмина, этот процесс у нас должен быть запущен в 2020 году. А это значит, что вопрос о недостоверности предоставляемой информации отпал бы сам собой.
По данным ОЭСР, уже в сентябре этого года в системе обмена информацией участвовало более 100 стран и территорий. Возможно, именно с прицелом на будущий обмен налоговой информацией и рассчитана нынешняя правка. Ведь даже если у налоговой появится возможность достоверно оценивать рентабельность иностранных трейдеров-контрагентов наших компаний, законодательство будет ограничивать фискалов в возможности это сделать.
Еще один приятный бонус для крупного бизнеса — снижение судебных издержек в спорах с налоговой.
«Законопроект № 9260 с 1 января 2019 года снижает максимальный размер судебного сбора за подачу в суд искового заявления в налоговых спорах с 350 до 10 «минималок» (с 627,4 тис. грн. до 19,2 тис грн —Авт.). Крупная сумма судебного сбора хотя и не была основной причиной, по которой с налоговой отказывались судиться, но в некоторых случаях играла, по сути, запретительную роль для обращения в суд», — заметил старший партнер «КМ Партнеры» Александр Минин.
Марьяна Зеленая
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram