Тысяча из полумиллиона. Почему владельцы блях не спешат на таможню
Точка зоруКак видим, о массовой легализации "евроблях" пока не может быть и речи. Впрочем, это не те сроки, которые позволяют делать достоверные выводы о судьбе реформы. Может, владельцы проблемных машин еще не сориентировались либо надеются на изменения условий таможенного оформления?
Автомобили на еврономерах, которые находятся в Украине с нарушением режимов транзита или временного ввоза, можно растаможить в течение полугода, а в первые 90 дней после вступления в силу новых правил – со скидкой 50%. Изменилась и цена вопроса. Теперь акциз, который ранее составлял львиную долю платы на таможне, значительно снижен, как минимум для относительно новых авто. И вот владелец тысячной "евробляхи", переведенной на украинские номера – а именно Nissan Qashqai+2 (таможенной стоимостью около 200 тыс. грн) – заплатил в бюджет 87,9 тыс. грн уже со штрафом в 8,5 тыс. грн за несоблюдение режима ввоза. А в целом за 15 дней в результате оформления тысячи авто бюджет пополнился на 65,8 млн грн.
Однако все эти цифры меркнут на фоне количества завезенных в Украину машин на иностранных номерах. Конечно, речь не идет о 2,7 млн, как любят повторять сами их хозяева. Такое количество выходит, если механически учитывать все ввезенные в страну "бляхи" и даже повторные заезды того же самого автомобиля. Согласно отчетам ГФС машин с иностранной регистрацией, которые фактически находятся в нашей стране, не более полумиллиона. Но и это несравнимое множество перед теми "евробляхами", которые наконец-то докатились до таможни.
Так чего ожидать? Такими темпами, как сегодня, за полгода не легализируется и 3% проблемных машин. Но не все линии прямые. Еще возможен сценарий, когда владельцы "евроблях" осознают, что больших поблажек в растаможке им уже не добиться, и массово ринутся оформлять свои машины, пока не закончился льготный период. Однако можно не сомневаться, что огромное количество "блях" так и не станет на учет.
Проблема в том, что многие оформляли авто на нерезидентов, приобретали через подставных физлиц, не заключая договоров купли-продажи, а значит, не могут подтвердить права собственности на транспортное средство (гендоверенность не спасет). И теперь, чтобы легализировать его, сначала нужно найти того самого нерезидента и испросить у него право собственности. Это, кстати, аргумент, почему в первые дни переоформили по закону так мало автомобилей.
Еще важнее, что на еврономерах много машин "в возрасте". Например, растаможка Nissan Qashqai+2 в том же состоянии, но 2008 г. выпуска, если без скидки, обойдется почти в 100 тыс. грн (кроме акциза, нужно заплатить пошлину и НДС, а при регистрации еще и сбор в Пенсионный фонд). Если же речь идет о какой-нибудь бюджетной машине начала 2000-х – глядишь, заплатить придется больше ее стоимости… В таком случае есть вариант – продать авто "на органы". Либо утилизировать, хотя это сложно, если авто не зарегистрировано в Украине законным владельцем.
Увы, найдутся и такие, кто будет до последнего митинговать, перекрывать дороги, жечь шины… Интрига в том, возьмет ли еще хоть кто-то пример с лидера "Авто Евро Силы" Олега Ярошевича, который после утверждения парламентом механизма легализации автомобилей с иностранной регистрацией сжег свой внедорожник… А вот ответ на главный вопрос – будет ли массовое превращение "евроблях" в легальных "иностранцев" – мы узнаем ближе к февралю, к концу периода льготной растаможки.
Алексей ШЕВНИН
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram