Глобальные коридоры. Как Украине разогнать ВВП на 30 млрд долл

Точка зору

В свое время поэт Александр Блок в "Скифах" обозначил геополитическую судьбу Российской империи: "Мы, как послушные холопы, держали щит меж двух враждебных рас, Монголов и Европы!" С тех пор прошло уже почти 100 лет, и роль транзитных государств, которые можно было бы назвать трансевроазиатскими, существенно изменилась. Сейчас уже больше не нужно держать щит между Азией и Европой, намного перспективнее держать транзит между этими экономическими мирами.

К сожалению, многие наши политики пребывают в "искушении Блока", когда пытаются привлечь внимание европейцев, демонстрируя новый "европейский вал" на восточной границе Украины. Но трансатлантической системе безопасности и европейскому сообществу в частности такой вал не нужен. Им достаточно ядерного зонтика. А нужны им удобные логистические маршруты и открытые рынки для сбыта товаров. Особенно такая модель востребована в Германии, которая перешла к построению "четвертого экономического рейха", обустраивая свое осевое континентальное могущество и осваивая периферийные европейские рынки. Еще больше в удобной логистике заинтересована крупнейшая мировая экономика — китайская. На стыке этих двух миров просто запрограммировано появление системных узловых точек, где сойдутся экспортоориентированные потоки из Германии и других стран ЕС на восток и из Китая — на запад. Плюс движение сырья и полуфабрикатов. Учитывая возрастающие объемы таких поставок, простые транспортные коридоры уже никого не удовлетворяют. Нужна разветвленная инфраструктура, благодаря которой транзитная маржа страны-транзитера увеличивается с 1–2 до 10% и выше.

Чем богаты…

В Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 г. четко отмечены как конкурентные преимущества нашей страны, так и крайне низкий уровень их использования. Начнем с первых. В Черноморско-Азовском регионе, включая дельту Дуная, функционируют 13 портов с общим плановым грузооборотом порядка 230 млн т в год. Внутри страны 2714,5 км водных артерий, являющихся судоходными. Добавим сюда паромные, морские контейнерные линии, и логистический пазл сложится во всей полноте. Кроме того, Украина обладает разветвленной сетью автомобильных дорог общего пользования протяженностью 169,7 тыс. км, а аналогичный показатель для железной дороги — 21 тыс. км, сегодня это крупнейшая железнодорожная сеть в Европе.

"Украина играет роль транзитного транспортного моста, который соединяет страны Европы и Азии… Через территорию Украины проходит ряд международных транспортных коридоров: панъевропейские транспортные коридоры №3, 5, 7, 9, коридоры Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) №3, 4, 5, 7, 8, 10, Трансъевропейская транспортная сеть (ТEN-Т), коридор Европа–Кавказ–Азия (ТРАСЕКА)", — говорится в Транспортной стратегии.

…и чему не рады

А теперь посмотрим, как упомянутые конкурентные преимущества используются в нашей стране. Согласно указанной стратегии главный недостаток нашей транспортной системы — ее низкая технологическая вооруженность и почти полное отсутствие инфраструктуры мультимодальных перевозок, вследствие чего наши высокие количественные показатели проигрывают качественным параметрам прямых конкурентов. Мы теряем свою конкурентоспособность и не можем обеспечить возрастающие потребности наших экспортеров по быстрому и дешевому выходу на внешние рынки. Уровень транспортных расходов в себестоимости украинских товаров зачастую доходит до 40%. Красноречивый факт: ни один из наших морских портов не входит в мировой рейтинг топ-100 по показателям обработанных контейнеров.

"Мультимодальные и интермодальные перевозки грузов занимают в Украине не более 0,5% транспортного рынка, по этому показателю Украина отстает от государств — членов ЕС и других развитых стран мира в 20–30 раз. Транспортная система Украины граничит с Трансъевропейской транспортной сетью, но пока наблюдается низкий уровень ее интероперабельности и общее технологическое отставание от TEN-T", — отмечается в стратегии.

Транспортная отрасль Украины составляет всего 6,6% ВВП и обеспечивает работой 6,1% от общего количества занятого населения. Для такой страны, как Украина, это критически мало. Реальный потенциал — от 10% ВВП и выше. Оптимальный уровень — 15% валового продукта. Но дальнейшее увеличение данного индикатора возможно лишь при условии создания в Украине глобальных торговых хабов.

Создание транснациональных экономических проектов выгодно еще и тем, что в современном мире такой "зонтик" значительно лучше, чем любой "выкопанный ров". Если бы в азовских морских портах, Мариуполе и Бердянске, была бы создана по инициативе ОЧЭС и Турции в частности зона порто-франко, то россияне, учитывая стратегическое значение для них свободного судоходства через Босфор, не стали бы блокировать движение торговых судов, идущих в международную свободную торговую зону. Существенно сократились бы и возможности РФ по аннексии Крыма, если бы там была запущена международная глобальная СЭЗ с участием того же Китая, или Германии, или Турции.

Сегодня не менее важно, чем создание дипломатического фронта и проукраинской коалиции западных стран, формирование экономического фронта и проукраинского пула системных инвесторов, представляющих транснациональный бизнес.

Формирование транзитных коридоров в парадигме глобального мира — это непростое решение транспортной задачи. Здесь нужны новые смыслы, интересные для инвесторов и продуманные концепции, защищенные от внешних и внутренних рисков. С одной стороны, бессмысленно говорить о развитии логистического потенциала страны, если ветки транспортных маршрутов упираются в "восточный тупик". А с другой — как реализовать свое конкурентное географическое преимущество, когда твой транзит блокируется в РФ?

На пути к Шелковому пути

Уникальная возможность открылась перед Украиной в рамках китайской концепции Нового шелкового пути. Китай — экспортно-ориентированная страна, которая колоссальное внимание уделяет созданию удобных, быстрых и надежных коммуникаций по продвижению своих товаров на ключевые внешние рынки, например США и ЕС. С первым все понятно — альтернативы морскому транспорту просто нет. А что касается европейского рынка, то создание транснационального железнодорожного транспортного коридора может сократить путь китайских товаров из Поднебесной в Европу с 36 до 16 дней (по сравнению с морским маршрутом). Но минус сухопутного коридора — необходимость пересечения нескольких госграниц и четкой координации движения грузовых поездов. Добавим сюда и потребность в складских терминалах и досмотровых инспекционных комплексах. Однако все это успешно минимизируется в рамках международного сотрудничества.

Если появится группа стран, которая синхронизирует свою транспортную и таможенную политику, то недостаток сухопутного маршрута превратится в его конкурентное преимущество. Кроме того, строительство транспортных хабов, таможенных терминалов, промышленных полигонов вдоль всего маршрута перевозки грузов обещает странам-участницам многомиллиардные прямые инвестиции. Именно с этой целью Китай создал Фонд Шелкового пути, который должен способствовать продвижению китайских товаров и осуществлять инфраструктурные и портфельные инвестиции. Общий размер фонда — около $40 млрд. В будущем он увеличится в десятки раз, в первую очередь за счет паевых взносов стран Персидского залива. Кроме того, в 2014 г. в Китае был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который уже успешно конкурирует на региональном уровне со Всемирным банком. Участниками этой международной финансовой структуры уже стали десятки стран (практически вся Азия и наиболее развитые государства ЕС). Инвестиционный и кредитный портфель банка в ближайшие годы может составить около $100 млрд. Данный финансовый проект многие эксперты успели назвать китайским аналогом МВФ. В недалекой перспективе с помощью этого финансового инструмента Китай планирует создать трансазиатскую сферу общих интересов и сеть союзников. В такой модели АБИИ в ближайшие годы вполне может стать основным международным финансовым донором для стран-участниц. Членство Украины в этой структуре — ключ к успеху в реализации глобальных транспортных проектов.

А как сегодня ищет свое место в цепочке Нового шелкового пути Украина? Пока никак. Более того, мы постепенно теряем свой транзитный потенциал и становимся просто неинтересны для системных инвесторов и международных партнеров.

Об этом говорит и статистика. За прошлый год транспортные предприятия перевезли 635,9 млн т (на 1,8% больше, чем в 2016 г.), в то время как в 2013-м данный показатель составлял 757,6 млн т.

Источник: Госстат

Источник: Госстат

Если в январе 2017-го по сравнению с январем 2016-го был зафиксирован рост перевозок на 28,9%, то затем этот показатель начал стремительно падать и в декабре составил всего 5,9%. В этом году параметры грузооборота балансируют в диапазоне от 90 до 97,5% от уровня 2017-го.

Источник: Госстат

Источник: Госстат

Основные потери транзитного потенциала – в автомобильном, морском и речном видах транспорта.

Источник: Госстат

Источник: Госстат

При этом товарно-штучные грузы являются приоритетом для морских перевозок (контейнеры и т. д.), а насыпные — для речных.

Согласно международных стандартов логистические системы получают до 15% от общего товарооборота. Логистическая капитализация Нового шелкового пути составляет порядка $60 млрд. В том числе только в сегменте Центрально-Европейского региона — до $5 млрд ежегодно. По оценкам белорусских экспертов, реализация совместных с Китаем логистических проектов принесет стране около $1 млрд доходов в год (без учета финансовых показателей деятельности свободных экономических зон).

Учитывая логистический потенциал Украины, значительно превышающий белорусский, ежегодные доходы от логистики могли бы составить до $3 млрд (свыше 2% ВВП). Для этого необходимо учредить национальную логистическую компанию, провести системные реформы на таможне, создать совместные экономические зоны, мультимодальные логистические центры, промышленные полигоны для крупноузловой сборки и современные инспекционно-досмотровые комплексы, которые позволяют проводить таможенную проверку без остановок движения товарных поездов. Указанные инфраструктурные преобразования вполне возможно осуществить за счет инвестиций и льготных кредитов АБИИ, но для этого Украина должна предложить Китаю логистическую программу, качественные сервисы, госгарантии и надежный механизм по защите титулов собственности иностранных инвесторов, в том числе посредством включения в соответствующие соглашения международной арбитражной оговорки.

Новое судоходство, "Викинг" и дорожный консорциум

Не менее важно реанимирование судоходства по Днепру, тем более что в контексте этого проекта вполне по силам создать промышленно-логистический кластер Беларусь–Черное море, который объединял бы не только днепровский транспортный коридор и наши порты в Черном море, но и возможности судостроения в классе кораблей "река–море". Сейчас Беларусь транспортирует 90% своих грузов через порт Клайпеды, 5% — через Ригу и 5% — через Одессу. Строительство нового речного порта и портового терминала в поселке Нижние Жары может расширить южное направление. Даже один проект "Беларуськалия" (Петриковское месторождение) может загрузить днепровский маршрут с выходом через наши черноморские порты в Азовское море и далее в Каспийский регион или через Босфор на средиземноморские рынки. Особый интерес к этому логистическому формату проявляют турки. По оценкам инициаторов проекта, использование водного пути приводит к экономии $1,5 на одном тонно-километре. Ассортимент товарных поставок по данному маршруту не ограничивается калийной солью и включает в себя нефтепродукты, гранит, мясо-молочную продукцию, товары машиностроения.

Необходимо придать новый импульс и проекту комбинированного транспорта "поезд Викинг", который соединял Балтику (Клайпеда) с Черноморским регионом (Одесса, Черноморск). Данное направление можно существенно расширить открытием нового транспортного коридора в Рижский порт — один из ключевых транспортных узлов на Балтике.

Что касается автомобильных транспортных коридоров, то обслуживание магистральных дорог и развитие сопутствующей инфраструктуры необходимо передать в управление международной логистической компании — консорциуму частных инвесторов и государств — участников транзитных проектов. Его "дорожный фонд" должен формироваться как за счет регулярной платы за транзит, так и взносами стран-участниц. Таким образом коррумпированные госструктуры были бы полностью отлучены от дорожных ремонтных работ на базовых автомагистралях страны.

Локомотив страны

Если будут реализованы указанные проекты и подходы, Украина вполне может достичь к 2030 г. зафиксированных в Транспортной стратегии целей:
• увеличение объема перевезенных грузов в 2030 г. до не менее 1900 млн т, в том числе с учетом авиационных грузовых перевозок в аэропорты Украины;
• присоединение Украины к морскому "Голубому поясу" ЕС;
• включение морских портов Украины в топ-100 крупнейших в мире по объему обработки контейнеров;
• рост объемов перевозок с использованием внутренних водных путей в пять раз;
• создание транспортных коридоров: страны ЕС — Китай (Новый шелковый путь), страны ЕС — Иран, Индия, страны ЕС — Турция и другие (не менее 1 млн TEU в 2025 г. и 2 млн TEU в 2030 г.);
• достижение доли перевозки грузов в интермодальных транспортных единицах от общего объема не ниже 10% в 2025 г. и не ниже 20% в 2030-м;

При таком раскладе транспортная отрасль страны к 2030 г. вполне способна выйти на уровень генерации валового продукта в размере $25–30 млрд в год и стать локомотивом (в прямом и переносном смысле этого слова) для инновационной и структурной трансформации национальной экономики и успешной интеграции ее в глобальную систему, включая транснациональные логистические цепочки.

Алексей КУЩ

Новини

14 Жовтня 2024

Рівнеазот відновив виробництво мінеральних добрив

Ракетні атаки ворога не вплинули на роботу морського коридору

Українські танки Leopard отримають захисні екрани від Сталевого фронту

Граничні ціни на світло потрібно скасувати або зробити на рівні з європейськими – ВДЕ

Primetals підписала контракт на будівництво нового сталеливарного заводу в Німеччині

Окупанти знов атакували портову інфраструктуру в Одеській області

Зростання цін виявилось вищим за прогноз НБУ

В енергосистемі зберігається дефіцит потужності

Україна отримала можливість зменшити виплати за держборгом перед МВФ

Промисловці закликають не допустити зростання тарифів УЗ на вантажні перевезення

Posco розпочала виробництво на новому катодному заводі

ЄС інвестує в оборонно-промисловий комплекс України замість поставок зброї

Малайзія розслідує імпорт катанки з трьох країн

Обсяг експорту в українському морському коридорі досяг 75 млн тонн

Втрата Покровська стане для України економічною проблемою

В Україні посилять контроль за роботою підприємств хімічної промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢