Мигающий красный. Почему валютная свобода-2019 порадует больше шляхту, чем инвесторов

Точка зору

Режим функционирования валютных каналов в стране как базовых коммуникаций для движения внешних инвестиций является одним из ключевых факторов, способных подвигнуть иностранного инвестора принять решение о вложении средств именно в нашу страну, а не в соседнюю Польшу.

В Украине часто любят вспоминать о реформах Бальцеровича, которые стали "исходным кодом" польского экономического чуда. Но поминать всуе и предпринимать адекватные шаги по рецепции этого опыта в украинских реалиях – это как говорят в Одессе, две большие разницы. Новый закон как раз и должен был хотя бы частично разблокировать каналы инвестирования и движения валютных финансовых потоков, ведь валютная дерегуляция была применена в Польше в пакете с шоковой терапией 90-х. Что и дало свои позитивные плоды в виде существенного притока прямых иностранных инвестиций несколько лет спустя. А начиная с нулевых годов валютная дерегуляция и приток ПИИ были уже успешно конвертированы в динамичный экономический рост, который не был остановлен даже кризисом 2008 г.

Корреляция здесь достаточно прозрачная. Дезинфляционная политика, частичная конвертация нацвалюты, жесткая бюджетная дисциплина, разгосударствление экономики и демонополизация предпринимательской среды на фоне полной свободы движения капитала. В таких условиях инвестиции не уходят из страны, а приходят в нее, ведь инвесторы убеждены в стремительном росте местных недооцененных активов в ближайшие 10-15 лет.

Любой инвестор ждет от страны – реципиента его вложений нескольких базовых условий, среди них: цвет семафора на "выход" должен быть зеленым, равно как и на "вход". Заметим, именно зеленым, а не желтым или тем более красным.

В Украине сейчас как раз диаметрально противоположная ситуация: на вход – "желтый", на выход – мигающий "красный", когда вывод тех же доходов, полученных в Украине, можно проводить в перерыве между блокирующими действиями НБУ.

Именно этим, в частности, объясняется и крайне низкий приток ПИИ в нашу страну: на уровне чуть более $2 млрд в год. Но ситуация в Украине, по сравнению с Польшей, осложняется тем фактом, что и шоковая терапия, и валютная либерализация в последней происходила на фоне структурных реформ и усиления рыночных институций. В нашей стране эти процессы имеют разноскоростной характер: шоковая терапия и часть монетарных инструментов применяются значительно быстрее, чем происходит системная трансформация отечественной предпринимательской среды, а значит, при открытии любых "дверей", страну ждет неминуемая миграция за рубеж – либо рабочей силы, либо капитала.

И валютная либерализация может принести примерно тот же эффект, что и "безвиз", только в части оттока инвестиций из страны, когда и население, и бизнес попытаются вложить свои накопления в более стабильные финансовые активы за рубежом.

Большой бизнес это уже давно сделал с помощью международного структурирования и налоговой оптимизации, а в случае открытия валютных окон то же самое могут предпринять экономические агенты и помельче. 

Невозможная троица

В монетарной теории есть такое понятие как "невозможная троица", то есть нельзя одновременно "сидеть на трех стульях": обеспечивать фиксированный курс нацвалюты, независимую денежную политику (в первую очередь в части уровня инфляции и процентных ставок) и свободное движение капитала. Успешно можно делать лишь два действия одновременно, жертвую третьим.

В СССР проводили независимую денежную политику и фиксировали курс, но при этом движение капитала было полностью заблокировано. В Украине до 2014-го обеспечивали стабильный курс и относительную свободу движения капитала, но при этом жертвовали независимой денежной политикой, вследствие чего уровень ставок по кредитам всегда находился на высоком уровне, а скачки инфляции напоминали кардиограмму в состоянии аритмии, когда гиперинфляция резко сменялась дефляцией и наоборот.

Сегодня НБУ переходит к новому формату: монетарная политика, направленная на поступательное снижение процентных ставок вкупе с низкой инфляцией и либерализация движения капитала на фоне плавающего курса гривни. Выходит пока не очень: инфляция продолжает оставаться выше целевого горизонта (в два раза: 10% вместо 5%), учетная ставка растет, утягивая вверх за собой ставки по депозитам и кредитам.

Либерализация в спецрежиме: кнуты и пряники

Единственное потенциально прорывное направление – это валютная дерегуляция. Причем это именно та область деятельности регулятора, где он может получить максимально быстрый отклик от реального сектора экономики и инвесторов.

К сожалению, пока данные намерения так и остаются благими. Еще летом 2018-го, когда был принят Закон "О валюте…", мы указывали на то, что с учетом переходных положений заработать он может спустя семь месяцев с даты опубликования, то есть не ранее февраля 2019 г., аккурат к периоду максимальной политической турбулентности.

В этой ситуации НБУ практически обречен ввести режим специальной валютной защиты (право у него есть по закону) и максимально выхолостить само понятие "либерализации", ведь непосредственно сам "специальный режим" определяется уже на законами, а подзаконными актами – нормативной базой.

Нацбанка, которую в прошлом году еще только предстояло разработать. Напомним, согласно нормам указанного выше закона, действовать такой "специальный режим" может на протяжении 18 месяцев, один период по введению ограничений составляет шесть месяцев с правом продления. А это значит, что у центрального банка есть инструментарий по отсрочке валютной либерализации примерно до середины 2020 г.

И вот в декабре 2018-го НБУ опубликовал свою концепцию поэтапной дерегуляции. С 7 февраля должны вступить в силу семь нормативно-правовых актов, которые разработаны регулятором для "наполнения" рамочного закона, предоставившего НБУ фактически неограниченные возможности по установлению правил игры на валютном рынке.

"Специальный валютный режим", упомянутый выше, будет регулироваться Положением о применении мероприятий по защите, направленным на противодействие кризисным явлениям. В соответствие с ним НБУ может:
• ограничить репатриацию дивидендов на сумму до $7 млн и репатриацию инвестиций – на сумму до $5 млн;
• запретить предоставление кредитов в гривне нерезидентам;
• увеличить сроки зачисления валюты на счет клиента банка на один день – принцип Т+1;
• запретить покупку валюты в кредит, а также без соответствующих встречных обязательств;
• зафиксировать привлечение кредитов нерезидентов лишь через один уполномоченный банк;
• сохранить обязательную продажу валютной выручки на уровне 50%;
• оставить взаимозачеты по операциям внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в системе ограничений валютного надзора.

Это, так сказать, тот "кнут", который будет введен в действие одновременно с Законом "О валюте…". А дальше – долгая дорожная карта поступательной либерализации под неусыпным присмотром МВФ.

Однако есть и "пряники":
• расчеты по ВЭД могут быть увеличены до 365 дней;
• вместо индивидуальных лицензий – е-лимиты, то есть в рамках определенной НБУ суммы можно будет проводить любые операции, связанные с перечислением валюты за границу, а не получать "индивидуалку" на каждый чих;
• для физических лиц по заявительному принципу можно будет свободно перечислять валюту в эквиваленте 150 тыс. грн (в том числе и без открытия счета), более того, в пределах указанной суммы можно будет покупать валюту онлайн с помощью системы "клиент-банк";
• разрешены валютные свопы и беспоставочные форварды, то есть откроется новое окно возможностей для валютных спекулянтов.

Что касается дорожной карты либерализации, то после введения специального валютного режима (с "пряниками" и "кнутами", указанными выше), НБУ планирует на втором этапе снять все ограничения, кроме обязательной продажи валютной выручки, понизив это требование до 30%. Ну а затем, на третьем этапе, нас ждет режим свободного движения капитала.

Вот только произойдет это, скорее всего, не ранее середины 2020-го года, о чем мы и упоминали, анализируя текст закона еще в прошлом году.

Ну а в ближайший год вместо глубокой валютной дерегуляции нас ждет новый "специальный валютный режим", где полновластным хозяином положения, контролирующим все валютные потоки, останется НБУ. Вероятность этого сценария – 99%. К сожалению, для инвесторов глобально ничего не изменится: да, на входе горит "желтый" с перспективой перехода на "зеленый", но на выходе по-прежнему – "мигающий красный". То есть репатриировать заработанное в Украине, получится лишь в промежутке между "миганиями".

И речь идет о возможности вывода не миллиардов, а миллионов. А значит, именно миллионами, а не миллиардами будет измеряться и ежемесячный прирост ПИИ в ближайшее время.

Инвесторы очень ценят принцип пропорциональности и взаимности и не приемлют "безответной любви". Ну а выиграет от новой модели либерализации "новая шляхта", то есть та часть населения, которая может "выводить" до 150 тыс. грн в месяц в эквиваленте. И которая не делала этого ранее по причине высокой стоимости "выходного" билета в виде индивидуальной лицензии НБУ. Осталось только подсчитать количество таких счастливчиков. Судя по динамике выдачи электронных разрешений на репатриацю за минувший год (1,435 е-лицензий на сумму $30,8 млн, то есть по $21,5 тыс на "душу"), сделать такой подсчет будет несложно.

Алексей КУЩ

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢