Проигранный транзит. Сколько потеряет Украина, лишившись пути в Азию

Точка зору

Неприятный прецедент

Всемирная торговая организация (ВТО) обнародовала решение по жалобе Украины против России. Ее официальное название "Дело DS512: Россия — Меры по транзитным перевозкам". И это самый значимый торговый спор между Киевом и Москвой, который вообще когда-либо рассматривался в ВТО с участием Украины.

Спор начался в 2016 г., когда правительство РФ запретило железнодорожный и автомобильный транзит любой украинской продукции, которая направлялась поставщиками в Казахстан и Кыргызстан. Позднее запрет расширили на другие страны Средней Азии и Монголию.

В ответ Украина в том же году обжаловала действия России в ВТО, что было вполне логично: разрыв кратчайшего пути транспортировок украинских товаров на рынки Средней Азии ну совсем не укладывался в принципы свободной торговли, исповедуемые организацией. Поначалу украинская сторона только запросила консультации и уже потом (в феврале 2017 г.) обратилась в Орган по урегулированию споров ВТО с просьбой о создании специальной группы экспертов для рассмотрения дела о нарушении россиянами правил ВТО. Речь шла о прямом нарушении ст. V ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), которая прямо запрещает дискриминацию транзита товаров других государств — членов организации.

В ответ нанятые россиянами юристы и эксперты по международной торговле представили доклад, в котором мотивировали действия России другой нормой (ст. XXI ГАТТ) – она допускает введение защитных мер в случае угрозы национальной безопасности. В этом-то и была загвоздка: прежде Органу по урегулированию споров ВТО ни разу не доводилось рассматривать подобные дела. Как говорят юристы, пресловутая статья XXI ГАТТ всегда считалась "темным пятном" в мировом торговом праве. То есть правовой нормой с очень неясным правоприменением.

"Это первый случай в истории ВТО, когда спор по поводу ограничений, введенных по соображениям национальной безопасности, не был урегулирован государствами в процессе переговоров и был полноценно рассмотрен третейской группой Органа по разрешению споров. В результате впервые было дано толкование ст. XXI(b) (iii) ГАТТ 1994 и определены критерии "сдерживающие" стороны в применении ограничений в целях защиты существенных интересов безопасности, — пояснила в комментарии для "ДС" партнер юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Алена Омельченко. — Теперь, чтобы ссылаться в торговых спорах на интересы национальной безопасности, государствам потребуется доказать объективную "чрезвычайность ситуации" и "добросовестность" при введении мер. А именно: направленность мер на защиту населения и территории от внешней угрозы либо к поддержанию законности и порядка".

Тем не менее украинская сторона проиграла дело. Проанализировав обстоятельства, третейская группа установила, что действия России удовлетворяют требованиям для применения ограничений, следовательно, она не нарушала обязательств, принятых при вступлении в ВТО.

"Группа экспертов определила, что РФ может аргументировать применение ограничения транзита ст. XXI ГАТТ (Исключения из соображений безопасности), поскольку действительно существует чрезвычайная ситуация в международных отношениях между Украиной и Россией", — пояснила советник министра экономического развития и торговли Украины Роксолана Пидласа. Но в то же время зеркальные санкции Украины в отношении РФ организация также признала правомерными. "Все действия Украины в торгово-экономической сфере, которые направлены на противодействие российской агрессии, являются, безусловно, оправданными с точки зрения международного права", — сказала Пидласа.

"В деле DS512 третейская группа Органа по разрешению споров ВТО установила, что ситуация, сложившаяся между Украиной и РФ, носит характер "чрезвычайного обстоятельства в международных отношениях", отметив, что мировая общественность признала наличие элементов вооруженного конфликта в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №A/RES/71/205 от 19.12.2016, — пояснила Алена Омельченко. — Данная характеристика позволяет России ссылаться на существенные интересы безопасности при введении ограничений. На тех же основаниях могут быть отклонены требования Украины в деле DS532, являющемся логическим продолжением рассмотренного дела по транзиту".

Последствия: прямые и косвенные

В имиджевом плане для Украины заметная потеря — сам факт того, что такая международная организация, как ВТО, признала правомерность действий Москвы, наверняка будет по полной программе использован российской пропагандой, в том числе на Западе. К тому же это не первый торговый спор с РФ, проигранный Киевом. В июле прошлого года международные эксперты удовлетворили жалобу РФ о введении защитных пошлин на российскую аммиачную селитру, а неделю спустя приняли решение против Украины в деле об импорте железнодорожного подвижного состава, стрелочных переводов и другого ж/д оборудования. Эксперты ВТО признали правомерным отказ РФ от сертификации украинской продукции.

Однако  в проигранном сейчас деле куда заметнее финансовые последствия. Начиная с 2016 г. прекращение транзита по самому экономически выгодному маршруту привело к тому, что украинские экспортеры значительно ослабили свои позиции на рынках Центральной Азии. Правительство пыталось запустить альтернативный маршрут через Черное море и Южный Кавказ, но особого эффекта это не дало.

Некоторые предприятия нашли альтернативу в виде серого транзита через Беларусь под видом грузов из других стран. Но понятно, что на подобном обмане стабильный бизнес не построишь. Да и отношения между Минском и Москвой сейчас таковы, что все грузы из Беларуси вдруг могут стать "невъездными" в РФ.

"Любое удлинение коммуникаций для экономики Украины, для ее внешнеэкономических субъектов — это плохо, это дополнительные издержки. Но это значит, что нашему государству надо и внутри ВТО искать себе союзников, ведь это было коллегиальное решение принято, — сказал "ДС" экс-министр труда и соцполитики, эксперт Совета Европы Василий Надрага. — И надо думать, какие дополнительные транспортные направления развивать. Потому что у нас со Средней Азией традиционные экономические связи с эпохи СССР, терять их нельзя".

Министерство экономразвития и торговли на момент подачи иска в начале 2017-го оценивало годовые потери Украины от запрета на транзит в Казахстан и Кыргызстан на сумму около $400 млн. По данным Госстата, в 2015 г., когда мораторий на перевозки еще не действовал, украинские компании экспортировали в Казахстан товаров почти на $713 млн, в Кыргызстан — на $75,5 млн. Но уже по итогу 2018-го эти суммы составили всего $376,5 млн и $28,6 млн соответственно.

По данным Госслужбы статистики Украины по внешней торговле товарами, в 2017 г. взаимная торговля с Казахстаном сократилась на $149,4 млн, или на 16,1%. На 43%, примерно на $50 млн, уменьшились поставки украинских товаров в Туркменистан и Узбекистан.

Решение третейской группы Органа по разрешению споров Всемирной торговой организации по транзитному спору Украины и РФ, опубликованное 5 апреля 2019 г., может быть пересмотрено Постоянным апелляционным органом ВТО.

По словам Алены Омельченко, экспертам еще предстоит проанализировать, как решение по транзитному спору между Украиной и РФ отразится на других спорах, в частности, в деле против США относительно ограничений на импорт алюминия и стали, инициированном Китаем, ЕС, Турцией, Россией, Мексикой и другими странами. С одной стороны, толкование ограничивает возможности для злоупотребления интересами нацбезопасности. С другой — весьма вероятно, что различные группы влияния, заинтересованные во введении протекционистских мер, будут подталкивать свои правительства к приданию любому международному конфликту статуса чрезвычайного обстоятельства, дабы оправдать торговые ограничения. Подобная практика может усилить тенденцию к отходу государств от ВТО в пользу развития региональных объединений — ЕС, ЕАЭС, НАФТА и т. д.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢