Искусство и длинный доллар. Сколько Голливудов в ВВП США

Точка зору

Искусство — это не только пища для души, но еще и $804 млрд реального вклада в экономику США. По данному показателю оно, в частности, превосходит такие отрасли, как строительство ($745 млрд), транспорт ($577 млрд), туризм ($516 млрд), коммунальные услуги ($302 млрд), горнодобывающая промышленность ($216 млрд) и сельское хозяйство ($164 млрд). Число, в восемь раз большее указанного в официальной статистике подсчета американского ВВП. Но, несмотря на столь огромную разницу, показатель также имеет статус официального. Его опубликовало Бюро экономического анализа министерства торговли США (BEA) в специальном отчете "Вспомогательный счет искусства и культурной продукции" (ACPSA). Документ охватывает период с 2013 по 2016 гг. и доказывает, что искусство — стабильный и мощный двигатель американской экономики: реальный вклад составил $674 млрд в 2013 г., $677 млрд 2014 г., $710 млрд  2015 г. и, как уже упоминалось, $804 млрд в 2016 г. — это самые свежие данные.

Отчет опубликовали на следующий день после того, как администрация Дональда Трампа обнародовала обновление к проекту бюджета на 2020 г., предусматривающее ликвидацию Национального фонда культуры (NEA) наряду с другими госучреждениями — Национальным гуманитарным фондом, Институтом музеев и библиотечных служб и Корпорацией общественного вещания. Основным аргументом для принятия Вашингтоном решения о ликвидации перечисленных государственных структур стала несущественность роли искусства в экономическом росте страны.

Искусство не приносит достаточной экономической пользы, следовательно, не стоит тратить на него бюджетные средства, считает республиканское правительство. Но отчет министерства торговли доказывает обратное: экономическая активность в сфере искусства обеспечивает 4,3% ВВП США, развивается ускоренными темпами (в среднем 4,2% за период 2014–2016 гг., при 2,2% роста экономики в целом), в ней занято 5 млн американцев.

50 лет борьбы за свободное искусство

Отчет ACPSA частично стоит воспринимать как очередной виток внутриполитической борьбы за распределение бюджетных средств, тянущейся еще с середины прошлого века. Основанный в 1965 г. при администрации демократа Линдона Б. Джонсона как независимое агентство при федеральном правительстве США, Национальный фонд культуры давно был бельмом в глазу республиканцев. В сферу деятельности фонда вошли художественные сообщества, художественное образование, танцы, дизайн, народное и традиционное искусство, литература, медийные виды искусства, музеи, музыка, мюзиклы, опера, театр и визуальные искусства — в общем, всякого рода бомонд, склонный к неполиткорректности, эпатажу и попранию традиций в угоду музе.

Первым президентом, попытавшимся упразднить NEA, стал не кто иной, как выходец из сферы искусства Рональд Рейган. В то время аргументы в пользу ликвидации фонда (или урезания вдвое его бюджета) основывались на том, что организация аккумулировала слишком большое политическое влияние. Что, собственно, NEA и продемонстрировала: Конгресс отбил все атаки республиканцев на Нацфонд, сохранив госфинансирование в прежних объемах.

В 1989 г. противостояние получило новый окрас – морально-этический. В конкурсе, одним из спонсоров которого выступил NEA, победило фото Piss Crist. Распятие в янтарном свечении выглядит вполне благопристойно, если бы не признание художника, что эффекта он добился, опустив Иисуса в банку собственной мочи, что вызвало волну гнева налогоплательщиков. Оскорбление религиозных чувств повлекло целый ряд нападок как на сам фонд, так и на излишне эпатажных художников.

В 1995–1997 гг. спикеру палаты представителей Ньюту Гингричу наконец удалось существенно урезать бюджет NEA, хотя он и не достиг своей цели – полностью расправиться с Национальным фондом искусств раз и навсегда. Позднее Гингрич одним из первых поддержал кандидатуру Трампа на пост кандидата в президенты от Республиканской партии.

В 2009 г. разгорелся новый скандал — на этот раз речь шла об использовании фонда в политических целях. Якобы в телефонной конференции 10 августа 2009 г. директор по коммуникациям NEA призывал художников создавать искусство, продвигающее национальную повестку дня Барака Обамы. Подобное указание в принципе ставит под вопрос независимость искусства, спонсируемого фондом, и неудивительно, что администрация Трампа год за годом предлагает госбюджет без финансирования для NEA.

Красота в глазах смотрящего

Республиканская администрация не настолько слепа, что готова не замечать цветущую арт-индустрию исключительно из ненависти к фонду. Дело в том, что на официальном уровне не существует такого экономического сектора, как "искусство", и при традиционном методе подсчета ВВП вклад художеств в экономику остается неявным.

В официальной статистике указывается сектор "Искусство, развлечения, досуг, гостиничный и ресторанный бизнес", составляющий 4,1% ВВП общей стоимостью $770 млрд. Из них $409 млрд дает "ресторанный бизнес и питейные заведения", $158 млрд — "гостиничный бизнес", $84 млрд — "развлечения, азартные игры, организация досуга". А сценическое искусство и музеи попадают в одну категорию со зрелищным спортом и совокупно добавляют лишь $118 млрд. То есть, по сути, где там лепта высокого искусства, а где — добротного американского футбола, вовсе не очевидно, и логичен вывод о том, что вклад искусства в экономику на самом деле мизерный.

Источник: BEA 

Но в той же официальной статистике есть еще один любопытный сектор — "Информация". Общий вклад его в ВВП США в отчетном 2016 г. составил $998 млрд, а сам сектор состоит из следующих подкатегорий: "издательские индустрии" ($246 млрд), "кино- и звукозаписывающие индустрии" ($91 млрд), "радиовещание и телекоммуникации" ($427 млрд) и "обработка данных, интернет-издания и другие информационные услуги" ($232 млрд).

Неужели ни кино, ни литература не считаются более искусством? Или частично эти секторы все же содержат в себе неучтенный в денежном выражении художественный компонент? Именно эта информация содержится в отчете ACPSA: доля и денежное выражение экономической деятельности, связанной с искусством и культурой в 35 смежных областях.

Отчет высчитывает общий объем художественных и культурных отраслей материального производства, подразделяя их на ключевые и вспомогательные. Ключевые ($270 млрд) — сценические искусства, музеи, дизайн, художественное образование. Вспомогательные отрасли — обслуживание искусства (аренда, профсоюзы, правительственные ведомства), информационные услуги (издательские службы, синематограф, теле- и радиовещание, звукозапись) и фабричное производство (ювелирные изделия, музыкальные инструменты, текстильные принты, архитектурные конструкции), номинальная стоимость всех категорий составила в 2016 г. $997 млрд. Составители отчета вычленяют из каждой области долю искусства и получает те самые $804 млрд.

Источник: NEA

В аналогичном совместном отчете, опубликованном Национальным фондом искусств, детально расписан процент искусства и культуры в каждой из смежных областей. Так, например, доля искусства составляет 99,7% в звукозаписи, 94,9% — в изготовлении музыкальных инструментов, 72,9% — в архитектуре, 20,5% — в строительстве и даже 4,3% — в секторе розничной торговли и 2,3% — в разработке компьютерных систем.

Возникает закономерный вопрос: не привязан ли тот или иной метод подсчета к личным интересам и позиции считающего? Не будет ли в пылу политической борьбы опубликован очередной отчет, где доля искусства в ВВП составит уже 20–30%?

На самом деле как традиционную разбивку ВВП по секторам, так и отчет по художественной экономической активности ACPSA, публикует одно и то же правительственное агентство. То есть ACPSA, по сути, несет корректирующую функцию — своего рода ориентир при принятии соответствующих политических решений.

Творческий подход к калькуляции

В остальном мире хоть и не регулярно, но все же делаются попытки подсчитать вклад искусства в национальные экономики. При отсутствии универсальной методики каждая страна сама решает, каким образом проводить калькуляцию и какие виды экономической деятельности причислять к искусству. И нередко результаты бывают противоречивыми. К примеру, согласно отчету Совета Англии по делам искусства за 2017 г., валовая добавленная стоимость рыночного сегмента искусства увеличивалась в среднем на 4,7% в год (в 2014–2015 гг.) и составила $20,5 млрд в 2015 г. Из них $10,6 млрд добавило так называемое "частное искусство" и $2,6 млрд — "нерыночное искусство". С учетом мультипликатора влияния культурного сектора на экономику общий доход от искусства превысил $30 млрд. С другой стороны, британское издание The Guardian, также основываясь на официальных данных, приводит совсем другие цифры: искусство добавило к ВВП Великобритании $13,5 млрд в 2016 г. (увеличение на $487 млн по сравнению с предыдущим годом). Что, впрочем, больше, чем сельскохозяйственный сектор за аналогичный период и приблизительно равно экономическому вкладу таких городов, как Ливерпуль и Шеффилд.

Наиболее актуальные данные Австралийского совета искусства датируются 2015 г. и рассматривают период за 2012–2013 гг. Австралийцы разделяют культуру и искусство как отдельные статистические категории. Так, вклад культуры в австралийскую экономику составил $50 млрд (4% ВВП), искусства — $4,2 млрд (0,3%). При этом правительственные затраты на культуру и искусство составляли $7 млрд и $1,3 млрд соответственно.

В 2014 г. министерство финансов совместно с министерством культуры Франции впервые попыталось установить связь между искусством и экономикой, опубликовав доклад об экономической деятельности, связанной с искусством. Без учета туризма искусство и культура составили 3,2% ВВП Франции (около $78 млрд).

Европейская комиссия в секторальном отчете Culture Statistics 2016 edition за 2011–2014 гг. вообще не указывает цифру вклада искусства и культуры в экономику ЕС. Хотя приводит несколько экономических показателей. К примеру, число занятых в секторе по итогам 2014 г. — 6,2 млн чел. (2,9% от всех занятых в 28 странах ЕС); количество предприятий, работающих в арт-индустрии, — 676,4 тыс., их общий годовой оборот — 300,4 млрд евро (на конец 2013 г.).

В отсутствие системных исследований и общепринятой методологии делать окончательные выводы об экономической целесообразности искусства довольно сложно, но и сбрасывать его со счетов не стоит, ведь при грамотном подходе в экономике, где потребитель хлебом сыт и жаждет получить новый опыт, желательно не вставая с дивана, потенциал смежной искусству продукции велик.

Новини

3 Травня 2024

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

ВСІ НОВИНИ ⇢