Почему планы по реформированию налоговой системы вселяют оптимизм

Точка зору

Такой подход сильно контрастирует с польским сценарием. "Шоковая терапия", или план Бальцеровича, принятый в 1989 г. и направленный на быстрый переход от плановой к рыночной экономике, оказался действенным и эффективным, ведь уже с 2004 г. Польша входит в ЕС. Эта программа реформирования базировалась на 11 ключевых законах, предложенных президентом, два из которых прямо касались налоговой сферы.

Новое украинское правительство, сформированное в конце лета, ставит задачи быстрого проведения реформ. Так, по словам премьер-министра, до весны 2020 г. необходимо подготовить проекты законов для реформирования налогообложения, а с начала 2021-го в стране должны заработать новые "налоговые правила". Дискуссий по этому поводу хватает, а их тональность меняется от сдержанного оптимизма до ожиданий очередного провала…

Не первая попытка налогового реформирования

С обретением независимости Украина взяла курс на построение рыночной экономики. Одной из обязательных составляющих этого процесса стала налоговая реформа, так как старая система попросту не предусматривала всех появившихся форм собственности и способов ведения хозяйственной деятельности.

Ранее предпринимаемые попытки налоговых реформ не были доведены до логического завершения. По словам доцента кафедры уголовного права и криминологии Университета государственной фискальной службы Украины Андрея Гмырина, текущий уровень теневой экономики достигает 60%, а это не что иное, как приговор для ныне действующей системы налогообложения.

Эксперт считает, что ранее проводимое реформирование налоговой сферы в Украине инициировали исключительно для перераспределения экономического и политического влияния. Честные налогоплательщики только проигрывали от большинства предлагаемых и внедряемых инициатив. Подтверждают слова Гмырина и результаты социологических опросов. Так, по данным исследования компании TNS, 72% украинцев за последние пять лет не ощутили позитивных изменений в налоговой сфере.

Интересно, что нынешняя налоговая система Украины по составу и структуре очень близка к тому, что имеют развитые страны Европы. Связано это с тем, что все предлагаемые и реализуемые за 28 лет реформы разрабатывались с учетом требований и норм европейского налогового законодательства, Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных структур. Но на практике действующая украинская система налогообложения не работает так, как должна. Она сегодня не представляет собой инструмент повышения общей конкурентоспособности государства, не способствует росту бизнес-активности в стране, не говоря уже о формировании высокого уровня культуры налогоплательщиков.

Нехватка системного подхода к налоговому реформированию

Для успешной реализации реформ у нынешней власти есть все необходимое, включая большинство в парламенте, которое готово реализовывать соответствующие законодательные инициативы президента или правительства. Это отличная возможность, чтобы провести системное реформирование, а не точечные изменения, которые, как показывает 28-летняя украинская практика, почти не дают результатов.

Пока что действиям новой власти этой самой системности не хватает. Отдельные законодательные инициативы и планы, будь то проведение налоговой амнистии или запуск Бюро финансовых расследований, выглядят сырыми и требуют серьезных доработок. А что еще важнее, не совсем ясна общая картина, к которой должна привести реформа системы налогообложения. У некоторых специалистов создается впечатление, что основной мотив — это поиск новых эффективных способов наполнения доходной части бюджета, что не должно быть самоцелью для настоящего налогового реформирования.

Андрей Гмырин, предложивший свою программу налоговой реформы "От нестабильности к гармонии", уверен, что только при комплексном, системном подходе можно рассчитывать на успех. Точечные изменения в отдельных вопросах налогообложения и/или работе фискальных органов и служб не будут результативными. Так, новой власти следует работать над реформированием налоговой сферы в нескольких плоскостях одновременно, а не только вносить изменения в действующее налоговое законодательство. Сегодня необходимо:
• изменять кадровую политику и снижать затраты на содержание госаппарата, объединяя и сокращая штат отдельных служб и инстанций;
• повышать эффективность работы антикоррупционных органов в стране;
• контролировать товарооборот;
• менять структуру и ставки налогов как для бизнеса, так и для граждан;
• повышать налоговую культуру среди населения и многое другое.

Только после создания условий, при которых платить налоги станет выгодно, стоит проводить налоговую амнистию, считает Гмырин. А затем увеличивать ответственность как контрольных фискальных органов за неправомерные действия, так и бизнеса, который уклоняется от налоговых выплат.

У нынешней власти есть время и возможности, чтобы отойти от практики точечных действий с одиночными законопроектами к системному реформированию налогообложения. И определенные шаги в этом направлении, кажется, делаются…

Что вселяет сдержанный оптимизм?

Притом что системности в работе над новой налоговой реформой пока не хватает, новую власть нельзя обвинить в нежелании услышать экспертов и специалистов в данном вопросе. Сегодня как депутаты, которые представляют комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, так и другие политики уже начали активно взаимодействовать и с экспертным, и с бизнес-сообществом. Так, именно эксперты прекрасно знают, что нужно реформировать и каким образом, а представители бизнеса — это первые, кого эта реформа прямо коснется.

Курс на тесное сотрудничество власти, экспертов и бизнеса в вопросе налоговой реформы был взят в начале сентября. Именно тогда в рамках мероприятия под названием Ukraine Tax Forum состоялась встреча бизнеса, экспертов и представителей властей, а главным обсуждаемым вопросом стала реформа налогообложения. Свой проект реформирования на форуме представил Андрей Гмырин.

Также в ходе Ukraine Tax Forum депутаты Верховной Рады инициировали создание рабочей группы при профильном комитете, занимающемся подготовкой реформы. В нее вошли ведущие эксперты. В сентябре состоялись первые три рабочие встречи группы, на которых обсуждались актуальные законопроекты. Депутаты просили экспертов подготовить и передать им все имеющиеся замечания. Один из участников этих встреч, Андрей Гмырин, надеется, что комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики будет активно сотрудничать с экспертным сообществом, а вместе они смогут подготовить и реализовать именно ту реформу, которая будет отвечать как интересам бизнеса и отдельных украинцев, так и государства в целом.

Виктор КУЗНЕЦОВ

Новини

2 Травня 2024

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

ВСІ НОВИНИ ⇢