Поможет ли Белоруссия Украине?

Точка зору

Возможный приезд украинского президента в Минск вновь оживил спекуляции о роли Беларуси как потенциального экономического союзника Украины во взаимоотношениях с Россией. Минску предлагают присоединиться к проекту Одесса — Броды, считая, что сама Беларусь должна быть заинтересована в такой альтернативе.

И вполне возможно, что Александр Лукашенко живо поддержит предложения Виктора Ющенко. Как нередко поддерживает все предложения и своих российских собеседников. Да, собственно, уже поддержал. На пресс-конференции во время поездки по белорусскому Полесью Александр Лукашенко сказал: «Одесса — Броды — не новый для нас проект. Диверсификация поставок энергоносителей — это нормальная, классическая практика для любой страны. Мы не можем зависеть только от одного источника (к примеру, от России) в потреблении энергоресурсов, тем более что были проблемы в этой связи. Поэтому мы начали альтернативные поиски». Но белорусский президент тут же добавил, что не знает, увенчается ли поиск успехом, и подчеркнул, что пока «выгодно получать углеводороды из Российской Федерации». И осторожность Александра Лукашенко вполне объяснима.

Во-первых, нужно отдавать себе отчет в том, что Виктор Ющенко, являющийся основным конфидентом Александра Лукашенко в украинско-белорусском диалоге, одновременно отнюдь не является гарантом реалистичности любых экономических договоренностей. Да, Александр Лукашенко может встречаться с ним в Чернигове и Гомеле, приглашать в Минск, использовать европейские контакты Виктора Ющенко для продолжения диалога по восточному партнерству. Но — когда речь заходит о больших деньгах — он прекрасно понимает, что долгосрочного выполнения достигнутых договоренностей Виктор Ющенко все равно не обеспечит. И что договариваться нужно с кем-то другим. А с кем — покажут следующие президентские выборы. Это, кстати, великолепно понимают и в Кремле. И поэтому следят за процессом украинско-белорусского сближения без особых опасений, считая его скорее проявлением фронды со стороны непростого союзника. Вот восточное партнерство, вот поездки белорусских чиновников на Запад — это уже что-то другое, куда более раздражающее. И я не сомневаюсь, что также раздражать будут контакты Александра Лукашенко с преемником Виктора Ющенко — если они будут столь же интенсивными, сколь нынешние встречи президентов Украины и Беларуси и, что самое главное, будут приводить к реальным результатам.

Во-вторых, может ли Украина действительно предлагать кому-либо участие в проекте Одесса — Броды, когда сам вопрос о технической состоятельности этого проекта остается открытым. Да, Виктор Ющенко договорился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о принципиальной готовности Баку поставлять нефть. Но от принципиального разговора до реальной договоренности — очень большое расстояние, в нашем случае опять-таки измеряемое президентскими выборами. Пока нефтепровод, как известно, продолжает работать в реверсном режиме. Где гарантии, что новому украинскому президенту не захочется сохранить существующий режим работы ради каких-либо преференций для украинской энергетики? Конечно, существует и вероятность, что все будет иначе, но Ильхаму Алиеву, как и Александру Лукашенко, нужны гаранты и гарантии. Поэтому до стабилизации украинской власти Баку не будет предпринимать никаких кардинальных шагов, связанных с украинским проектом.

В-третьих, не определилась сама украинская власть. Союз с Беларусью — не большая новость в украинской внешней политике. Встречи президентов Украины и Беларуси в момент охлаждения украинско-российских или белорусско-российских отношений — дипломатический прием, известный еще со времен Леонида Кучмы. Но показательным является именно то, что толчком для братания и серьезных предложений становятся отношения с третьей страной, а не понимание обоюдной выгоды. Примерно также произошло и сейчас — мы прекрасно понимаем, что если бы Александр Лукашенко не находился в кризисных отношениях с Россией, его вряд ли заинтересовал бы Виктор Ющенко. Кстати, если бы украинским президентом сегодня был бы политик, привечаемый в Москве, его не очень заинтересовала бы Беларусь, напротив, такой президент изучал бы возможности переброски белорусского транзита в сторону Украины. Следовательно, есть взаимное недоверие. И понимание, что как только отношения с Россией улучшаются, стороны о взаимных договоренностях забывают. А это нельзя назвать плодотворной атмосферой для дальнейшего развития сотрудничества в энергетической сфере и участия Беларуси в украинских проектах. На самом деле все очень просто. Украинско-белорусское взаимопонимание критически важно для будущего двух стран как транзитных государств. Но договариваться стороны должны именно друг с другом, а не против России. И стабильно координировать свою транзитную политику ради взаимной выгоды, а не в период похолодания отношений с Москвой. В этом случае принимаемые решения уже не будут зависеть от предвыборных обстоятельств, а просто станут частью общей стратегии двух государств.

Виталий Портников

Новини

3 Травня 2024

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

ВСІ НОВИНИ ⇢