Гибридная национализация. Как украинская экономика захлебнется в третьей волне передела

Точка зору

Токсичное разгосударствление

Любая переходная экономика, особенно в режиме трансформации планового социального экономического уклада в рыночный, неизменно сталкивается с болезненным этапом первичного (первоначального) накопления капитала. В странах Центральной Европы этот процесс был амортизирован тем, что значительные массивы госсобственности в один миг стали неэффективными в результате включения данных экономик в европейскую систему разделения труда и транснациональные технологические цепочки и схемы формирования добавленной стоимости. А также по причине приватизации госактивов в пользу внешних системных инвесторов.

В Украине анамнез болезни "разгосударствления" намного сложнее и токсичнее. Наша страна так и не смогла войти в сложные, глобальные цепочки добавленной стоимости, продолжая опираться на простые сырьевые циклы, в результате чего базис экономики остался примерно тот же, что и 30 лет назад. А процесс приватизации оказался лишь инструментом отчуждения основных масс населения от средств производства. В итоге 99% населения получили в распоряжение лишь индивидуальные активы в виде приватизированных квартир или земельных участков, а 1% населения стал обладать практически всем экономическим базисом.

Для завершения процесса накопления капитала нынешним политическим элитам необходимо осуществить всего несколько итераций: 1) обезземелить селян и сконцентрировать земельный капитал в руках нескольких монополистов и западных финансовых групп; 2) усилить фискализацию малого и среднего бизнеса (МСБ) для увеличения кормовой базы финансово-промышленных групп (ФПГ) в преддверии приближающегося кризиса; 3) через спекулятивную систему государственных внутренних займов аккумулировать сверхдоходы финансовых спекулянтов; 4) установить скрытые модели протекционизма для ФПГ – инвесторов власти.

Золотой банкопад

Кстати, именно поэтому в Украине невозможна настоящая социальная революция, так как революционность – это изменение отношений в системе "собственник – средства производства". А как назвать ситуацию, когда системные характеристики, описывающие модели владения активами в стране, не меняются, зато периодически перезагружается персональный состав конечных бенефициаров? Если в простых словах – это экономическая модель, поставленная на рецикл, нечто вроде очередного разрушения Зиона в Матрице, за которым стоит свой Архитектор. Здесь необходимо принять во внимание, что формат отношений к собственности является ключевым не только для привлечения инвестиций, но и в контексте развития страны в целом. Успешные экономики, как правильно, характеризуются стабильными моделями владения активами, где права инвестора-собственника обеспечиваются либо государством, либо качественными рыночными институтами. Наоборот, страны-лузеры – это территории, где происходит перманентное перераспределение собственности между победителями очередного политического цикла.

В этом плане события 2014-2015 гг. в виде так называемого банкопада открыли своеобразный ящик Пандоры, ведь это было вовсе не очищение банковской системы, а уже вторичное перераспределение собственности в результате продажи активов ста банков-банкротов. В Фонде гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) до сих пор находится активов банков-банкротов примерно на 240 млрд, которые уже никогда не будут возвращены вкладчикам. Зато залоги и прочие материальные ценности номинальной стоимостью в сотни миллиардов гривень реализовывались с дисконтом более 90%, когда работающий сахарный завод продавался по цене квартиры в Киеве. В результате банкопад позволил поменять собственников у сотен предприятий, офисных и торговых центров, автостанций и нефтебаз…

Новый пласт активов

Казалось бы, пространство для перераспределения капитала уже исчерпано и в дальнейшем, несмотря на тяжелые рецидивы прошлых этапов дерибана, страна должна начать устойчиво развиваться, формируя инвестмодель роста, основанную на безоговорочной защите прав инвестора/собственника как базовых общественных ценностей. Тем не менее, как показали события последних месяцев, в Украине грядет третье перераспределение собственности.

Речь об отжиме активов с помощью гибридных инструментов судебной и правоохранительной систем накануне приватизации госактивов и открытия рынка земли.

Итак, на чем будут зарабатывать теперь? У государства осталось не так много ликвидных объектов, о земле пока говорить не будем, а банковская система уже на 60% государственная, плюс банки с иностранным капиталом, которые никто трогать не посмеет. А в украинских банках уже почти ничего не осталось.

Но деньги в экономике есть. В 2018-м капитальные инвестиции в Украине увеличились на 27,5% и составили 523,3 млрд грн. На 71,3% они были сформированы за счет собственных ресурсов предприятий и лишь на 6,7% – за счет кредитов. Следовательно, деньги нужно искать не в банковской системе, а среди частных активов.

Наиболее вопиющий пример – так называемое "дело Писарука" в контексте получения рефинансирования банками, связанными с собственником "Укрлендфарминга" Олегом Бахматюком. Только если в ситуации с банкопадом роль "распределителя" активов выполнял ФГВФЛ, то в новом формате – это суды и Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА).

Уже сейчас можно спрогнозировать модель этого перераспределения: экспроприация активов, в том числе по решению судов, которые превращаются в инструменты гибридной национализации, и их продажа с дисконтом свыше 90%. Почему именно с таким? Дело в том, что даже в случае незаинтересованности АРМА в проведении "голландских аукционов" на снижение цены, продать дорого не удастся, несмотря на максимально открытые процедуры.

Во-первых, активы в Украине стоят дешево. Во-вторых, все они будут с "генетическим изъяном" в виде рисков и вероятности оспаривания в судах в случае очередной смены власти. Если бывшие собственники Приватбанка резко склонили чашу весов судебной Фемиды в свою сторону и богиня правосудия даже стала немного косить из-под повязки, то почему то же самое не смогут сделать собственники тех бизнесов, которые попали в котел гибридной национализации в настоящее время?

Значит, купят только "свои" и с расчетом на быструю окупаемость и получение чистого профита с многократным мультипликатором. Расчет здесь очень простой: инвестиция должна принести прибыль в размере не менее 300-400% в ближайшие три-четыре года, то есть до завершения политического цикла. Кроме того, необходимо закладывать буфер затрат на форс-мажор – оплату политическому и силовому эскорту и операционные издержки (изъятые заводы, как правило, "почему-то" не запускаются у гибридных собственников).

Следовательно, характер использования актива резко меняется – это уже не инвестиционные бизнес-модели, рассчитанные на 10-15 лет, а жесткие рентные механизмы, нацеленные на получение мгновенной отдачи, несмотря на негативные последствия в виде недопоступления налоговых платежей или сокращения рабочих мест.

На данный момент АРМА не может похвастать существенными успехами – в течение 2019 г. агентство сумело аккумулировать на своих счетах всего лишь 145 млн грн от реализации различных видов арестованного имущества. Причем это были вовсе не средства, полученные в результате многоступенчатых международных операций, когда детективами были распутаны структурированные схемы международного движения капитала и агрессивного налогового планирования. Это деньги от банальной реализации карбамида, сахара, песка, зерновых и корпоративных прав. Агентство в этой модели – как склад вещей, переданных "во временное пользование", когда каждый кум может попросить выдать условный килограмм гвоздей. Для сравнения: в 2019-м государство планирует потратить на содержание АРМА 239 млн грн, а в 2020-м – уже 278 млн, или на 16,2% больше.

Казалось бы, простая арифметика: бизнес, который продолжает работать, получает доходы, платит налоги и создает рабочие места, всегда может заплатить по своим долгам больше, чем сможет получить государство, реализуя активы по ликвидационной стоимости. Главное – найти баланс интересов. Жесткое давление со стороны правоохранительных органов возможно лишь в случае, когда вместо бизнеса оказывается финансовый пузырь и "собственники" вообще ничего не хотят возвращать. Тогда и приходит пора НАБУ и АРМА показать свое умение в розыске украденных средств. Но в Украине происходит все с точностью до наоборот: тех собственников лопнувших банков, которые не планируют компенсировать государству даже судебные издержки, никто не преследует – по причине отсутствия материальных активов в Украине либо из-за присутствия политической "крыши".

Зато компании, которые готовы платить по счетам, но просят отсрочку, становятся объектами правоохранительного пресса, несмотря на то что их активы находятся в залогах у международных кредиторов и нарушение очередности взыскания может повлечь претензии к государству уже в международных судах.

Тема возврата долгов, образовавшихся в результате токсичной политики НБУ в 2014-2015 гг., чувствительна для общества. Любой конструктив рискует утонуть в обвинениях в заангажированности. Этим и пользуются организаторы и бенефициары третичного перераспределения капитала, которые отправляют всю страну на очередной инвестиционный рецикл, в результате чего нам опять придется в ближайшие пять лет развиваться за счет внутренних капиталовложений, то есть без адекватного инвестиционного плеча. В таком случае динамичный рост экономики откладывается на следующую пятилетку, плюс два-три года тишины в виде отсутствия новых попыток все переделить.

Политические инвестиции должны приносить финансовые дивиденды – это первый закон рентной коррупционной экономики. И пока он действует, молчат все законы экономики рыночной.

Алексей КУЩ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢