Как пиджаки, поляки и реформы Нефедова парализовали таможню. Почему на западной границе стоят километровые автомобильные очереди

Точка зору

С запуском "новой таможни" от ее главы Нефедова западную границу парализовали рекордные многокилометровые очереди.

Хуже всего ситуация на двух участках – КПП "Ягодин" на Волыни и КПП "Тиса" на Закарпатье. На этих пунктах пропуска скопились как грузовики, так и легковушки с автобусами, которые стоят на оформление часами. 

"Страна" выясняла, почему на границе случился коллапс и когда разгрузят очереди.

Не-Бойкот  

Длинные караваны фур на Закарпатье тянутся от кордона до соседних сел.

"Такого еще не было, чтобы фуры в селе стояли. По трассе невозможно проехать. И так уже пару дней", – жалуется "Стране" жительница села Тыйглаш Ужгородского района Оксана Коваль. 

На Закарпатье – многокилометровые очереди фур доходят от КПП до сел

Аналогичная ситуация – на Волыни. Таможенного оформления ждут сутки и дольше.

Есть несколько версий, почему западная граница оказалась парализована. 

По одной из них, причина – в анонсированной главой таможенной службы Нефедовым "перезагрузке", борьбе с контрабандой, взятками и чистке кадров. Бывший куратор электронной системы госзакупок "ПроЗорро" пообещал уволить полтысячи "самых одиозных" сотрудников таможни, "обезглавить схемы" и поставить "профессиональных и честных людей", чтобы через несколько месяцев избежать "такой же истории".  

"Эти очереди уже называют "имени Нефедова". Таможенники перед грядущими увольнениями оформляют грузы медленно и по всем предписаниям, это своего рода бойкот нового руководства, "итальянская забастовка". Часть из тех, кого хотят уволить, говорят, уже все "порешали" и остаются (цена вопроса – несколько сотен тысяч баксов и лояльность). Других все-таки заменят – на людей Павлюка (до недавних пор малоизвестный, но влиятельный на таможне, черновицкий бизнесмен, давний друг Зе и в прошлом помощник Игоря Калетника, бывшего главы таможенной службы, – Прим. Ред.). На этих "профессионалах" клейма негде ставить", – рассказал "Стране" источник на Волынской таможне.

Другой источник уверяет, что на таможне перекрывают контрабанду, из-за этого все фуры и машины тщательно проверяют – тотально взвешивают и сканируют.  

"Но это могут быть "показательные выступления", мол, новое руководство борется с контрабасом", – уточняет источник.   

Квота поляков, бунт "пиджаков" и сбои 

По другой версии, которую официально продвигают на таможне, очереди на границе образовались по вине польской стороны, а именно из-за урезания квот на проезд грузовиков (130 тысяч вместо прошлогодних 260 тысяч). Прежние разрешения у фур закончились, а новые не выдают. 

"Все едут на Словакию, где эти разрешения в наличии и дешевле польские. Следовательно, ситуация будет оставаться напряженной и дальше, пока не выдадут новые польские разрешения", – объясняет Закарпатской таможни ГФС Алла Дацюк. 

Но теперь очереди – и на польском участке границы в Ягодине. Тут заторы объяснят выходными и ремонтом пункта пропуска с польской стороны, в "Дорогуске", который должен завершиться до конца этого года.   

"Грузовики действительно проверяют на меньшем количестве полос", – сказала журналистам пресс-секретарь Таможенной палаты в Белой Подляшской Мажена Семенюк.

Дальнобойщики и наши источники на границе считают, что сыграли роль сразу несколько факторов. 

"Это и реформа Нефедова (бойкот и зависания системы из-за перезагрузки, он сам кстати предупреждал о сбоях), и ремонт КПП, и окончания срока разрешений от поляков. Хотя последний фактор минимально влияет, этих разрешений на самом деле хватает", – говорит источник в Западной пограничной службе.   

"Еще же и "пиджаки" перекрывают дороги, чтобы им разрешили везти сколько угодно", – добавляет источник. 

Схему "пиджаков" использовали, дробя большие партии товаров и декларируя их затем как товары для собственных нужд подставных владельцев, чтобы не платить налоги. Отсутствие в украинском законодательстве ограничений, касающейся "нательной" перевозки товаров по временному критерию, позволяет дельцам пересекать границу десятки раз в сутки.

По новым нормам, товары на сумму до 500 евро можно ввозить, если человек отсутствовал в Украине более 24 часов и въезжает не чаще одного раза в течение 72 часов. 

Денис Вергун

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢