Гибридный антисемитизм. Почему Дорогожичи не стоит переименовывать в Бабий яр

Точка зору

Предложение переименовать станцию киевского метро “Дорогожичи” в “Бабий яр” ставит киевскую власть в не очень удобное положение. Отказать — значит рискнуть быть обвиненным в антисемитизме, согласиться — стать антисемитом на самом деле.

Обращение общественной организации Мемориальный центр Холокоста “Бабий яр” о переименовании киевской станции метро было публично озвучено и направлено на имя киевского городского головы Виталия Кличко как-то неожиданно и без очевидного на то повода. Казалось бы, станция метро “Дорогожичи” функционирует уже 20 лет, и вдруг 11 февраля 2020-го в столице заговорили о возможном переименовании. Однако, если присмотреться к ситуации повнимательней, то оказывается, что есть и повод, и причина инициировать переименование именно сейчас. 

Дело в том, что Мемориальный центр холокоста “Бабий Яр” — организация, финансируемая, помимо прочего, бизнесменами Михаилом Фридманом и Павлом Фуксом, у которых кроме серьезных активов в России до недавнего времени были и российские паспорта. К тому же не так давно директором Украинского института национальной памяти был назначен Антон Дробович, в прошлом — руководитель образовательных программ “Бабьего яра”. Как видим, для успешного переименования именно сейчас все сложилось очень хорошо. В этом году в России будут праздновать главный праздник пятилетки — 75-летие “Великой Победы”, и переименование в Киеве оказалось бы к этой круглой дате очень кстати, особенно в контексте возможных “компромиссов по Донбассу” и плавного сближения нынешней украинской власти с “русским миром”. А наличие в украинском Институте национальной памяти заинтересованного лица в виде Дробовича дает инициаторам переименования уверенность в поддержке от “профильного” в этом вопросе органа власти. 

Свое желание видеть на карте столицы станцию метро “Бабий яр” в мемориале объяснили достаточно предсказуемо. Дескать, “такой шаг станет данью памяти и уважения к героизму всех жертв Бабьего Яра, а также всех пострадавших от этой страшной трагедии”. По словам генерального директора Мемориального центра Макса Яковера, в СССР “упоминания об этих событиях подвергались притеснениям и замалчивались”, но современная Украина встала на путь демократического и европейского развития. “Именно поэтому, используя лучший мировой опыт комеморации, необходимо положить конец позорной практике забвения”, — подытожил он, а в качестве дополнительно мотивирующего аргумента пообещал, что “Благотворительный фонд также готов покрыть финансирование всех мероприятий и работ, которые необходимо будет осуществить в связи с переименованием станции метро “Дорогожичи”. 

Казалось бы, идея увековечивания памяти жертв одного из самых чудовищных преступлений в истории человечества благородна и чиста, но киевляне почему-то восприняли ее с серьезной долей скепсиса. В интернете тут же появились хохмочки “Шановні пасажири, наступна станція “Бабин яр” — кінцева”, “Виходячи з вагону залишайте свої речі” и тому подобное. И такая реакция многих киевлян не случайна, поскольку идея увековечить жертв Бабьего яра подобным вполне советским способом не самая лучшая. 

Во-первых, ради “Бабьего яра” придется отбросить нынешнее название “Дорогожичи”, которое тоже несет в себе некую ценность исторической памяти. Мало того, что оно узнаваемое и уникальное, так еще и историческое. Местность, где сейчас расположена станция, так называлась еще с княжьих времен (первое упоминание в летописях за 980 год), и если станцию переименуют, то с большой долей вероятности историческое название в ближайшем будущем будет забыто. 

Ну а во-вторых, и это куда важнее, закрепление словосочетания “Бабий яр” в разряде названий станций метро — это прямой путь к десакрализации этого понятия. Черный юмор, который вызвала у киевлян идея переименования, был связан как раз с тем, что “Бабий яр” устойчиво ассоциируется как раз с местом массовых казней и большой трагедии, а не с обыденной станцией метро. Ведь ни в каком другом контексте, помимо преступлений нацистов и Холокоста, это словосочетание не используется уже несколько десятков лет. 

Если же “Бабьим яром” вдруг станет станция, которой каждый день пользуются сотни тысяч людей, достаточно быстро в их головах эти два слова будут ассоциироваться не с вполне конкретными картинками массовых убийств, а с толкучкой, эскалаторами, духотой и другими привычными картинами киевского метрополитена. И это приземленное и бытовое значение вытеснит сакральное, так что вместо увековечивания памяти жертв Бабьего яра будет достигнут ровно противоположный эффект. 

Сегодня “Бабий яр” и “Холокост” — это практически синонимы. Так что назвать станцию “Дорогожичи” “Бабьим яром” — это приблизительно тоже самое, что переименовать станцию “Арсенальная” в “Голодоморную”. Соответствующий мемориал там, кстати, тоже очень близко, но если такая идея кому-то и придет в голову, то выглядеть она будет, мягко говоря, странной и больше будет напоминать кощунство, нежели увековечивание. 

Так что предложение переименования “Дорогожичей” — это либо просто не слишком умная идея, сделанная по принципу “хотели как лучше, а получилось как всегда”, либо крайне хитрый гибридный антисемитизм с конечной целью дискредитировать саму идею мемориала жертвам Бабьего яра. 

Виталий ДЯЧЕНКО

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢