Импорт-2019 в Украину вырос до рекордных за 6 лет 60 млрд долл, за счет товаров конечного потребления

Точка зору

Нова Влада в прошлой публикации проанализировала итоги экспорта товаров из Украины в 2019 г.: риски для экономики страны вы (даже без учета влияния пандемии и разворачивающегося мирового экономического кризиса) из-за того, что структура экспорта становится все более сырьевой.

А вот что касается импорта, то в 2019 году наоборот сильно вырос импорт товаров конечного потребления (с высокой добавленной стоимостью) – благодаря снижению цен на углеводороды и действиям Нацбанка по искусственному укреплению курса гривны (за счет спекуляций с ОВГЗ). И хотя в нынешнем году цены на энергоносители наверняка будут еще ниже, общее падение цен на сырьевые товары неизбежно приведет к шоковому падению импорта.

Нова Влада проанализировала частности импорт товаров в Украину в 2019 году, опираясь на данные таможенной статистики (без учета услуг).

Общие тренды

Напомним, что общий внешнеторговый товарооборот Украины вырос со $104,2 млрд в 2018 году до $110,5 млрд в 2019 году, то есть на 6%. Но импорт при этом, традиционно для последних лет, рос опережающими темпами и в абсолютном, и в относительном измерении. Он увеличился с $56,9 млрд до $60,4 млрд, или на 6,2%. Соответственно, в 209 году, по сравнению с 2018 годом, отрицательное торговое сальдо увеличилось на $0,7 млрд (до $10,3 млрд), или на 7%.

Казалось бы, в 2019 году присутствовали объективные факторы, способствующие сокращению импорта в стоимостном выражении. Во всяком случае, цены на энергоресурсы (газ, нефтепродукты, уголь), которые являются одной из крупнейших статей импорта, были намного ниже, чем годом ранее. Да и потребление их снизилось из-за теплой осени и декабря. В итоге импорт энергоносителей и правда сократился – с $13,5 млрд до $12,2 млрд, или на 10%.

По логике у нас были все тузы на руках. Нужно было стимулировать обновление основных фондов и создавать финансовую подушку перед грядущим экономическим кризисом, который не пророчил только ленивый. Тем более и урожай сельхозпродукции оказался рекордным, за счет чего в основном и произошло увеличение экспорта и валютной выручки.

Но наша власть пошла другим путем, затеяв строительство финансовой пирамиды ОВГЗ для финансирования неэффективных бюджетных расходов, необоснованно укрепив курс национальной валюты, и тем самым создав условия для начала обвала в промышленности еще до наступления экономического кризиса. То есть, сделала все в точности до наоборот. Об этих последствиях Нова Влада неоднократно предупреждала и писала уже по факту произошедшего.

В свою очередь приток спекулятивных денег в страну привел к росту импорта по другим статьям. В частности, сильно вырос ввоз автомобилей, продтоваров и продукции легкой промышленности. Впрочем, резкий всплеск ввоз авто во многом связан с легализацией большого количества «евроблях».

В результате уже в 2020 году Украина неизбежно переживет очередное шоковое падение импорта. В рамках всемирного экономического кризиса, в условиях уже имеющегося кризиса в украинской промышленности, разбалансированности бюджета и огромного долгового навеса нас ожидает очередной этап падения уровня жизни и соответственно покупательной способности (спроса на товары).

Отраслевая структура

Рост импорта в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, наблюдался почти во всех отраслях – кроме импорта топливно-энергетических товаров, а также древесных и целлюлозно-бумажных изделий (ввоз последних сократился почти на 6%). Явно опережающими темпами импортировали (в денежном выражении): продукцию легкой промышленности +19,7%; машины, оборудование и транспорт, прежде всего автомобили, +17,8%; продовольственные и сельхозтовары, прежде всего продтовары, +13,5%.

В итоге в 2019 году отраслевая структура импорта в денежном выражении сильно изменилась. Например, доля ввезенных в Украину машин, оборудования и транспорта составила 34% (против 30,6% в 2018 году). По энергоносителям этот показатель упал до рекордных 20% (в 2018 году – 23,8%).

Более того, стоимостной объем импорта машин, оборудования и транспорта даже превысил уровень 2013 года – $20,5 млрд против $19,4 млрд! И ладно бы это был импорт новых производственных линий и т. п. Но нет. Основной рост ввоза генерировался за счет автотранспорта (что в большой степени связано с легализацией транспорта «евробляхерами»).

Товарная структура

В предыдущие годы в рейтинге импортированных товаров три первые позиции занимали энергоносители – нефтепродукты, уголь и природный газ. В 2019 году вторыми по объему поставок стали автомобили, которых ввезли на сумму $3,6 млрд., а это 6% от всего годового объема импорта.

В ТОП-10 импортируемых товаров в прошлом году попали еще три позиции из товарной группы «машины, оборудование и транспорт» (по УКТВЭД): светодиодные лампы, мобильные телефоны и тракторы. Все это – товары конечного потребления, а совсем не средства производства.

Всего же в ТОП-10 восемь товарных подгрупп можно причислить к товарам конечного потребления. Сырьевая продукция – уголь и газ.

Обратим внимание, что три товарные подгруппы в рейтинге – это лекарственные препараты, средства защиты растений и удобрения. Что наглядно характеризует полную зависимость «аграрной супердержавы» от импортных составляющих аграрного же производства. И это, не говоря о семенном фонде, который тоже на 9/10 импортный.

Совокупно доля ТОП-10 товаров, импортируемых в Украину, составляет менее 35%. Тогда как ТОП-10 экспортируемых – более половины. Это объясняется скудным ассортиментом товаров, которые Украина может предложить на внешних рынках. Тогда как товарная номенклатура импорта, обусловленного спросом, является существенно большей. Включая огромное количество товаров конечного потребления, в том числе с высокой добавленной стоимостью.

Всего общий рост импорта в 2019 году наблюдался по 717 товарным позициям, тогда как снижение лишь по 470.

В явных лидерах роста, как уже указывалось выше, автомобили. В ТОП-5 товаров, пророст импорта которых был самым высоким, оказалось 4 вида продукции машиностроения: кроме авто, это еще светодиоды, электрогенераторы и трансформаторы. Также высокими темпами увеличивался ввоз лекарств.

На первом месте по падению импорта в 2019 году ожидаемо оказался газ (-$927 млн). Однако, ни так называемые рассказы о якобы высоком увеличении энергоэффективности, ни заоблачные зарплаты менеджмента «Нефтегаз Украины», разумеется к этому факту никакого отношения не имеют. Все дело в падении цен на газ и отсутствии холодов в конце 2019 года.

Среди остальных позиций из ТОП-5 товаров, импорт которых в Украину снизился больше всего в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, это также либо энергоносители, либо их производные для металлургии (кокс и полукокс). И попали они в рейтинг по тем же причинам, что и газ, а не благодаря разумной экономической и/или промышленной политике нашей власти.

Географическая структура

Украина в 2019 г. импортировала товары из 203 стран и юрисдикций.

Наибольший объем товаров Украина впервые импортировала не из России, а из Китая – доля поставок из Поднебесной в общей структуре ввоза составила 15,2% ($9,2 млрд). Россия, после санкционных войн в прошлом году, перешла с первого на второе место в перечне крупнейших поставщиков товаров в Украину – $7 млрд, или 11,5% от всего импорта (в 2018 г. было $8,1 млрд, 14,2%).

Это безусловно если считать де-юре: без учета европейских поставок газа, который де-факто является российским. С учетом же российского газа, поставляемого через европейские фирмы, Россия продолжает доминировать в товарных поставках в Украину с объемом под $10 млрд. Хотя и это существенно меньше (почти на $2 млрд), чем в 2018 году.

В остальном же ТОП-10 стран по объему импорта в Украину в 2019 году не сильно отличается от ТОП-10 2018 года – из десятки выпала Словакия, которую заменила Швейцария. И лишь потому, что «Нафтогаз Украины» вместо Словакии стали контрактовать газ из Швейцарии. При этом, за счет упомянутого общего снижения поставок газа в Украину, Швейцария, в отличие от прошлогодних рекордов Словакии, не попала в рейтинг крупнейших поставщиков.

ТОП-10 стран, с которыми Украина имела наибольший товарооборот (суммарно экспорт-импорт) в 2019 году, дублирует такой же ТОП-10 2018 года. Только с несколькими перестановками по позициям. В частности, возглавил ТОП-10 Китай, а не Россия, как годом ранее.

Наибольшее положительное сальдо торговли товарами Украина имеет с Египтом (+$2,2 млрд), который после резкого сокращения закупок украинской сельхозпродукции в 2018 году, вновь нарастил их в 2019 году.

Второе место занимает Индия (+$1,3 млрд), а третье Нидерланды (+$1,1 млрд). Однако Нидерланды тут представлены не как реальный покупатель украинских товаров, а как удобная полуофшорная юрисдикция для документирования импорта. Так называемое трансфертное ценообразование – украинские экспортеры поставляют товары конечным покупателям через аффилированные голландские фирмы.

Реально же в ТОП-5 стран, с которыми Украина имела наибольшее положительное сальдо торговли товарами в 2019 г. из стран ЕС, попала лишь Испания.

Наибольшее отрицательное сальдо торговли в 2019 году сложилось у Украины с Китаем (-$5,6 млрд). Вторая позиция (-$3,7 млрд), которая при прямых закупках газа превратилась бы в первую, за Россией. Существенное отрицательное сальдо торговли товарами Украина также имела с Германией, США и Белоруссией – с каждым из партнеров более $2 млрд.

В абсолютном измерении в 2019 г. больше всего вырос товарооборот с Китаем (+$3 млрд). При этом за два года (2018-2019 гг.), товарооборот с Китаем увеличился более, чем на $5 млрд. К сожалению, в основном он растет за счет импорта.

Кроме Китая в пятерке стран по приросту товарооборота оказалась разношерстная компания: Германия, Турция, Египет и даже Швейцария со «своим» газом.

В подтверждение тому факту, что в основном товарооборот с Китаем растет за счет импорта, Китай второй год подряд возглавил ТОП-5 стран по приросту поставок товаров в Украину. Попадание в ТОП-5 по приросту импорта и резкий их скачок со стороны Швейцарии объясняется как уже упоминалось выше – ростом поставок де-факто российского газа.

Сергей Саливон, эксперт Аналитического центра экономико-правовых исследований и прогнозирования при ФРУ, директор департамента экономической политики ФРУ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢