Чиновники готовят топливный кризис

Точка зору

Минэкономики пересмотрит стоимость топлива на АЗС.

Министерство экономики, в рамках ужесточения госконтроля за розничным рынком нефтепродуктов, в течение последних трех месяцев предложило несколько новых расчетных подходов к оценке стоимости топлива на автозаправках. Инициативы ведомства пока не нашли оформления в виде проекта постановления, но если они встретят поддержку Кабмина, участники рынка опасаются повторения кризисной ситуации 2005 г.

Суть новых подходов к оценке стоимости топлива на АЗС, по мнению экспертов, сводится к одной задаче — снизить получаемый вследствие расчетов уровень объективных цен. Напомним, что с возобновлением в мае роста стоимости нефтепродуктов было несколько попыток изменить алгоритм расчетов стоимости горючего. Сначала предлагалось вернуть в формулу оптовые цены украинских заводов, исключенных из нее в мае. Однако после того как во второй половине июня цены на мировом рынке откатились, такая коррекция возымела бы обратный эффект — привязка к отпускным ценам отечественных НПЗ, напротив, тормозит удешевление топлива вслед за мировым рынком. В итоге от нее отказались, как и от учета фактурной стоимости нефтепродуктов на таможне. Среди вариантов, призванных заставить цены идти вниз, была также попытка урезать маржу АЗС, заложенную в формуле, которой и сейчас пользуется госпредприятие «Укрнефтехимпереработка» (занимается ценовыми расчетами для профильной экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Минтопэнерго), в среднем до 1100 грн./т.

Ситуация, подогреваемая августовским ценовым ажиотажем, вылилась в ряд писем, направленных Министерством экономики правительству. В них, в частности, содержатся предложения отдельно рассчитывать цены на импортные и отечественные нефтепродукты, причем первые принимать как минимальные, а вторые — как максимальные.

По мнению директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, ожидаемое Минэкономики превышение цен украинского топлива над импортным будет справедливо только в период снижения рыночных цен, поскольку более инертные цены на украинских НПЗ отстают от динамики более привязанного к мировому ценообразованию импортного топлива: «Соответственно, в периоды роста импортный товар окажется дороже отечественного, что противоречит логике Минэкономики»,— уверен господин Куюн. По мнению эксперта, не выдерживает критики и предложение ведомства производить свои расчеты на основе десятидневной динамики оптовых цен, тогда как баланс внутреннего рынка формируется в течение целого месяца, что и обеспечивает более плавную динамику ценовых колебаний: «Цель инициатив Минэкономики — занизить ценовой уровень на нефтепродукты в сравнении с определяемым по используемому ЭАГ алгоритму».

В самой «Укрнефтехимпереработке» пока не комментируют предложения Минэкономики: «Пока нет официального документа, обсуждать здесь нечего»,— резюмировал директор ГП Владимир Емелин. Что касается участников рынка, то они настроены скептически: «Попытки ввести госрегулирование цен показали себя не с лучшей стороны в 2005 г. Если органы власти считают цены необоснованно завышенными вследствие сговора нефтетрейдеров — пусть проводят расследования, доказывают сам факт сговора и штрафуют заговорщиков по полной. А административное вмешательство, особенно в виде такой грубой корректировки расчетной формулы, может привести разве что к дефициту ресурса на рынке»,— констатирует коммерческий директор одной из украинских сетей АЗС.

Наталья Давыденко

Новини

14 Червня 2024

У китайського трейдера зникла партія російської міді на 20 млн дол

13 Червня 2024

ArcelorMittal Poland досягла скорочення викидів вуглекислого газу на 42%

Туреччина підвищує збори за прохід суден через Босфор і Дарданелли

Німеччина поповнить фонд підтримки енергетики України ще 50 млн євро

Україна розблокує фінансування проєктів відновлюваної енергетики та металургії із зеленої сталі

Агентство відновлення виконало 82% будівельних робіт на об’єктах енергоінфраструктури

Ймовірність уникнути блекауту цієї зими перевищує 90% – експерт

Hydro побудує нову ливарну лінію на заводі у США

Rio Tinto збільшує свою частку у другому за величиною алюмінієвому заводі в Австралії

Нацбанк знизив облікову ставку до 13%

Інтерпайп планує будівництво другої черги на електросталеплавильному комплексі

Liberty Steel планує продати проблемний сталеливарний завод в Чехії

Ставки фрахту до Середземномор’я сягнули мінімуму

Енергоатом найближчими днями виведе в плановий ремонт енергоблок 1000 МВт

Від економічного бронювання бюджет отримуватиме до 320 млрд грн на рік

Україна отримає кошти на будівництво вітроенергетичних потужностей

ВСІ НОВИНИ ⇢