Atlantic Council: Почему США не стоит наказывать Германию за российский газопровод

Точка зору

Бывший советник директора Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США Брайан О`Тул; и известный американский дипломат, куратор политики санкций в администрации Барака Обамы Дэниел Фрид в своей статье для Atlantic Council выражают мнение, что санкции — это не тот метод, которым следует срывать реализацию проекта “Северный поток-2”. 

15 июля Государственный департамент США пересмотрел свое руководство по введению санкций в отношении трубопроводов, о чем идет речь в разделе 232 закона “О противодействии противникам Америки посредством санкций” (CAATSA), в пользу включения в список проекта трубопровода “Северный поток-2”, как подпадающий под действие санкций, которые могут быть введены в рамках этого закона. Госсекретарь Майк Помпео объявил о новых санкциях, отметив, что газопровод “Северный поток-2”, строительство которого близится к завершению, может дать Москве экономические и политические рычаги давления на Европу и подрывает энергетическую безопасность ЕС. В пересмотренном руководстве также упоминается вторая нить “Турецкого потока”, еще одного проекта газопровода российской компании “Газпром”, который соединяет Россию с Турцией через Черное море для дальнейшей транспортировки газа в Европу. 

До пересмотра проекты газопроводов, договоренности по которым были заключены до вступления CAATSA в силу, 2 августа 2017 г., были исключены из-под действия руководства Госдепартамента. Это проекты “Северный поток-2” и “Турецкий поток”. Германия уже выразила обеспокоенность в отношении CAATSA из-за последствий, которые несет данный закон для “Северного потока”. Согласно пересмотренному руководству Государственный департамент не исключает более “Северный поток-2” и любые другие проекты из-под действия потенциальных санкций, а напротив переводит фокус санкций на инвестиции (раздел 232), осуществленные после 15 июля 2020 года. 

И т. к. инвестиционный порог относительно небольшой ($1 млн для каждой отдельной сделки, или $5 млн за 12 месяцев), на практике любой значительный объем работ, проведенных для строительства газопровода “Северный поток-2”, может привести к введению санкций. В руководстве от 15 июля отмечается, что транзакции, осуществленные с целью прекращения участия в проекте, под санкции подпадать не будут, что дает компаниям-участницам возможность выйти из проекта. 

На первый взгляд, это серьезная эскалация в истории с “Северным потоком” со стороны госсекретаря Помпео и администрации Трампа. Хотя формально их целью является “Северный поток-2”, пересмотр может также привести к противостоянию Соединенных Штатов и союзника по НАТО — Германии. Еще до обнародования нового руководства, авторы данной статьи подчеркивали, что проект газопровода действительно противоречит интересам национальной безопасности США и ЕС, и мы симпатизируем целям представителей Конгресса и администрации. Но также мы утверждаем, что санкции — не лучший способ противодействиям тем рискам, которые представляет “Северный поток-2”, и могут привести к обострению ситуации, которая превратится в противостояние между США и Германией, что может быть выгодно президенту России Владимиру Путину. 

По иронии судьбы, пока Вашингтон возмущается строительством “Северного потока-2”, политические инициативы США и Европы прошлых лет возымели благоприятный эффект на исправление некоторых проблемных моментов стратегического характера. Развитие сети менее крупных газопроводов, по которым газ может поставляться из Германии на восток — в Центральную Европу и Украину; больше сжиженного природного газа (СПГ) из США на рынке, а также развитие инфраструктуры в Польше и странах Балтии под его поставки; антимонопольные положения Третьего энергетического пакета ЕС уже существенно снизили зависимость Европы от российского природного газа. Хотя “Северный поток-2” — по-прежнему плохая идея. Однако наилучшим способом решения этой проблемы сегодня может быть активизация усилий США, ЕС и Германии по продвижению данной политики, что лишило бы вопрос стратегической актуальности. Соединенные Штаты и ЕС должны также поддерживать Украину (и настаивать на проведении реформ), чтобы эта страна эффективнее противостояла давлению России. 

Пока неизвестно, намерены ли госсекретарь Помпео и администрация Трампа ввести санкции в отношении немецких компаний, участвующих в проекте, реализации которого одни лишь санкции вряд ли помешают. Пересмотренное руководство по-прежнему включает в себя условие, которое Конгресс добавил в раздел 232 в качестве реакции на протест Германии (и других европейских стран), согласно которому, администрация “при введении санкций будет координировать свои действия с союзниками Соединенных Штатов”. 

Администрация Трампа, безусловно, не питает любви к Германии: обостряет конфронтацию с ключевым союзником США требованиями к уровню расходов на НАТО и введением пошлин на сталь, объявляет о выведении американских войск из Германии, что является политическим решением. А канцлер Германии Ангела Меркель не стесняется критиковать президента Дональда Трампа. 

Однако все же есть шанс, что заявление госсекретаря Помпео и пересмотренное руководство — это скорее месседж, а не реальное свидетельство готовящихся санкций; и администрация может ставить на то, что угроза санкций приведет к отсрочке реализации проекта до периода после выборов в ноябре и до принятия закона “О национальной обороне” (NDAA), в который, вероятно, будет включена поправка, предусматривающая дополнительные санкции в отношении “Северного потока-2”, авторами которой являются сенаторы Тед Круз (республиканец, Техас) и Джинн Шахин (демократ, Нью-Гэмпшир). Хотя, конечно, у этой администрации есть политическая воля очень быстро ввести санкции против союзника — объявлением в Twitter или просто реагируя на выпуск новостей. Соответственно компаниям и правительствам, вовлеченным в эти проекты, нужно постоянно быть начеку.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢