Повышение тарифов на электроэнергию – это крах для экономики и увеличение безработицы

Точка зору

НКРЭКП собирается с 1 ноября и до конца года повысить тарифы на транспортировку электроэнергии на 30%, до 313,07 грн/МВт-час, а на 2021 год запланировано повышение в более чем в два раза к текущему тарифу до 501 грн/МВт-час. К сожалению украинские металлурги вынуждены констатировать: эти повышения у государственного регулятора входят в привычку, даже когда оснований нет.

Предыдущее повышение было не так давно. Буквально пару месяцев назад, тарифы уже выросли более чем в 1,5 раза, и это уже очень отрицательно сказалось на всей украинской промышленности, особенно на металлургической. Металлурги потребляют 25% от всего объема потребляемого электричества в стране, и до 60 % всего потребления электричества промышленностью.

Из-за последнего очередного повышения тарифов на транспортировку электроэнергии затраты металлургов уже выросли на миллиарды гривен. Это при том, что прошлый год металлургическая отрасль и так закончила с убытком более чем в 32 миллиарда гривен. В этом году сумма убытков металлургов за первое полугодие превысила убытки первой половины 2019 года.

Экономический кризис только набирает обороты, и когда мировая экономика начнет восстанавливаться, сложно прогнозировать. Поэтому в европейских странах государства стараются поддержать промышленность, чтобы не допустить коллапса в экономике. У наших конкурентов – европейцев, россиян, – цены на электроэнергию падают. А в Украине– растут. Причем такими темпами, что цены скоро превысят докризисный уровень.

Фактически НКРЭКП создает порочный круг. Одна из задач Комиссии – найти баланс на рынке электроэнергии. А то, что сейчас происходит, дестабилизирует рынок. Когда тариф на электроэнергию растет, промышленность, которая обеспечивает 60% ее потребления, начинает сокращать производство. Соответственно, потребление падает, а вместе с ним – и поступления энергетиков. Что в такой ситуации делает НКРЭКП? Снова повышает тариф. Так и замыкается круг, который ведет в никуда: производство падает – потребление электроэнергии падает – тарифы вынуждены повышать – производство снова падает.

И страдают от этого все – и промышленность, и энергетики.

Так зачем же повышать тарифы? Напомню, все началось, с задолженности в десятки миллиардов гривен перед «зелеными» энергетиками. Как это получилось? Государство взяло на себя обязательства выкупать «зеленую» электроэнергию, независимо от объемов потребления, по ценам, которые бы компенсировали инвестору инвестиции в «зеленую» энергетику. Эти обязательства брало на себя государство – не промышленность, не потребители. Поэтому логично было бы, чтобы государство эти обязательства и выполняло – не перекладывая в буквальном смысле свои долги на плечи промышленности.

Государство должно найти внутренние резервы, чтобы погасить свои обязательства. И в законе, который был принят в этом году, сказано, что задолженность должна быть компенсирована за счет выпуска ОВГЗ, а в 2021-2022 году тариф зеленой энергетики минимум на 20% должен покрываться за счет государственного бюджета. Это правильное государственное решение. Оно позволит сохранить Украине имидж надежного партнёра для инвесторов и не добьет промышленность.

Государству не стоит перекладывать бремя ответственности на промышленность. Это приведет к обратному эффекту, в том числе и для государства. Каждая гривна, которую заберут у промышленности – это деньги, недополученные государственным бюджетом в виде налогов. Когда предприятия начнут закрываться, потеря будет не только прямая – в налогах и сборах, но и социальная: за счет возросшего количества безработных, социальных платежей по безработице и т.д. И в итоге за каждую гривну повышенного тарифа, государство заплатит на порядок больше.

То же касается и тарифов на электроэнергию для населения, которые держатся на низком уровне благодаря тому, что их субсидирует промышленность. Это тоже проблема ответственности государства: обещали украинцам низкие тарифы, и ваша задача эти тарифы в стране обеспечить. Решать проблемы населения за счет промышленности в долгосрочной перспективе создает все в тот же порочный круг: когда промышленные предприятия закрываются, в стране появляется все больше безработных, которые не могут платить тарифы за электроэнергию. И вместо того, чтобы создавать спирали экономического роста, решением НКРЭКП создается спираль экономического падения.

Именно поэтому, с точки зрения экономической логики, государство должно обязательства, взятые на себя, покрыть за счет собственных ресурсов – прежде всего за счет выпуска облигаций внутреннего государственного займа. Это мировая практика: нельзя в кризисные времена выкачивать деньги из реального сектора экономики. Кроме этого, у компании «Укрэнерго» есть возможности получения кредитов на сотни миллионов евро от международных европейских институций.

Мы обращаемся к Кабинету министров Украины, и в первую очередь – к Минтопэнерго. Сегодня и Кабинет Министров, и Верховная Рада могут сделать все для того, чтобы решить проблему погашения долгов «зеленым» энергетикам без резкого повышения тарифа для промышленности.

Александр Каленков, президент объединения предприятий "Укрметаллургпром"

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢